Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Рекомендации психолога учащимся по подготовке к экзамену, тестированию, промежуточному государственному контролю (ПГК)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

А. О. Мусина
Школа-комплекс эстетического воспитания, г. Петропавловск

Добиться хорошего результата при проверке знаний, будь то экзамен, ПГК или тестирование можно лишь используя комплексный подход. Поэтому я предлагаю разделить всю подготовительно — развивающую работу на два содержательных блока:

  1. «Учусь учиться»
  2. «Учусь планировать»

Работа по первому блоку направлена в основном на развитие познавательных способностей учеников:

  1. Это восприятие окружающего мира. Ведущие системы восприятия информации.
  2. Память. Приемы, улучшающие запоминание.
  3. Внимание. Развитие внимания, наблюдательности.
  4. Мышление. Выделение главного — основной общеучебный навык. Приемы выделения главного. Классификация. Умение сравнивать существенные и несущественные признаки предмета. Обобщение.

Работа по второму блоку направлена преимущественно на развитие умения ставить цели, планировать свою работу для достижения этой цели, а также развитие умения организовывать свое время.

Блок № 1 «Учусь учиться»

Наиболее частой причиной неуспеваемости ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. Поэтому в первом блоке подготовительно развивающей работы предлагаются психологические упражнения, задания и игры по развитию этих способностей.

I. Как мы воспринимаем информацию? У каждого человека развиты все системы восприятия информации, но одна из них является преобладающей.

Выделяют 3 системы восприятия информации:

    А — визуальную систему восприятия — тип «видеть» (посредством зрительных образов).
    Б — аудиальную систему восприятия — тип «слышать» (посредством слуховых образов).
    В — кинестетическую систему восприятия — тип «ощущать» (посредством телесных ощущений).

Для того, чтобы определить свои сильные и слабые стороны в восприятии информации предлагается опросник.

Опросник на выявление канала восприятия:

Инструкция. Прослушайте (зачитайте) предлагаемые утверждения. Поставьте рядом с ними знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак «-», если не согласны.

  1. Я люблю фотографировать, выбирая удачные ракурсы для съемки.
  2. Я долго помню то, что мне сказали.
  3. После тяжелого дня самое большое желание — принять удобное положение и расслабиться.
  4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  5. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  6. Я не стану носить очень модную вещь, если она не удобна.
  7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
  8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
  9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
  10. Я иногда разговариваю сам с собой.
  11. Стараюсь записывать все важные дела, чтобы не забыть.
  12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
  13. Я люблю танцевать.
  14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
  15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
  16. Я часто слушаю плейер.
  17. Если мне приходиться долго сидеть, я ужасно устаю.
  18. Люблю рассматривать репродукции картин.
  19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
  20. Я люблю читать во время еды.
  21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
  22. Я не худой человек.
  23. Люблю потягиваться, разминаться.
  24. Я умею слушать собеседника.
  25. Обожаю смотреть фильмы.
  26. У меня хорошая память на лица.
  27. Люблю слушать шум дождя.
  28. Не люблю спать на слишком мягкой постели.
  29. Меня развлекают пародии, умение подрожать голосам.
  30. Много времени уделяю своему внешнему виду.
  31. Люблю массаж.
  32. В общественном транспорте я рассматриваю людей.
  33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
  34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.
  35. Не могу долго ездить на машине.
  36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
  37. Мне нравиться, когда люди хорошо одеваются.
  38. В шуме не могу сосредоточиться.
  39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
  40. Не люблю синтетических тканей.
  41. Найти удобную обувь для меня очень сложно.
  42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.

Обработка результатов

Подсчитываются только положительные выборы (+).

    Тип «видеть» — вопросы № 1,5,9,11,15,18,20.25,26,30.32,34,37,42.
    Тип «слышать» — вопросы № 2,4,7,10.14,16,19,21,24,27.29.33,36,38.
    Тип «ощущать» — вопросы № 3,6,8.12,13,17,22,23,28,31,35,39,40,41.

Максимальное число выборов говорит о преобладании данного типа восприятия информации.

Рекомендации по поводу «как эффективно воспринимать информацию»:

  • Если ты относишься к типу «А» — (тип «видеть»), старайся больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить нужную информацию. Главный источник информации для тебя — учебник или тетрадь.
  • Если ты относишься к типу «Б» — (тип «слышать»), старайся проговаривать то, что ты учишь в слух; попроси родителей или друга объяснить тебе непонятный материал. Главный источник информации для тебя — внимательное прослушивание учителя во время урока.
  • Если ты относишься к типу «В» — тип («ощущать»), старайся не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составляй таблицы, схемы, записывай кратко главные мысли — веди конспект, работай с картами и т. д.). Главный источник информации для тебя — твои собственные записи и все сделанное своими руками.

Но помни! Очень важно использовать все стороны восприятия информации, поэтому старайся развивать каждую из них!

II. К развитию памяти в основной школе предъявляется главное требование — умение произвольно ею управлять. Ученик должен уметь организовать процесс запоминания и воспроизведения, т. е. контролировать свою память. Но самое главное, что помогает справиться с нагрузкой — умение владеть средствами заучивания (не просто запоминать, а выделять главное, рисовать в уме яркие образы, понимать, осмысливать запоминаемую информацию).

Очень важно использовать многие и разные формы деятельности. Это могут быть:

  • составление плана;
  • подчеркивание важных слов в тексте;
  • рисование, лепка;
  • использование атласа;
  • рассматривание фотографий или репродукций;
  • работа на местности.

Например, выполняя домашнее задание по истории, подчеркни в учебнике карандашом самые важные слова или даты. Возьми атлас, найди на карте место, где происходили события, о которых говориться в учебнике. Сделай зарисовки.

Помогает в укреплении памяти следующее упражнение:

Перед сном, уже лежа в постели, постарайся точно вспомнить, что ты делал сегодня, скажем, между 16.30 — 17.00. Сосредоточься так, чтобы назвать даже самые мелкие подробности.

Это очень полезное упражнение, применяй его 2 раза в неделю.

Проведенные исследования показали, что часто мы лучше помним данный материал на следующий день, через 2 -3 дня после того, как его учили (без дополнительного повторения). Однако по истечению четырех дней помним его уже несколько хуже.

Совет. Выполняй задания в 2 этапа:

Первый этап — прочитать заданный текст, составить его план и заниматься другими уроками.
Второй этап — повторить по плану, а затем без плана.

Если хочешь закрепить в памяти то, что выучил сегодня, повтори материал 3–4 дня спустя, а затем еще раз — снова через 3–4 дня.

Вообще устные предметы, особенно нелюбимые, учи в 2–3 этапа.

Устраивай перерывы по 2–3 минуты при подготовке заданий по одному предмету и более продолжительные при переходе от одного предмета к другому. В этот перерыв лучше посидеть в тишине, просто посмотреть в окно или сделай несколько физических упражнений.

И еще один совет «Как запомнить самое сложное»

Применяется для запоминания наиболее важных и трудных заданий.

Особый путь зубрежки:

1. Повтори фразу, которую надо запомнить, про себя;

2. Подожди 1 секунду и повтори снова;

3. Подожди 2 секунды и повтори снова;

4. Подожди 4 секунды и повтори снова.

Ожидание — это особое состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она связывается с другими понятиями в нашей голове.

5. Повтори фразу через 10 минут;

6. Для уверенного запоминания повтори через 2–3 часа;

7. При необходимости повтори через 1–2 месяца, через год.

III. Но каким бы типом памяти человек не обладал, он не сможет ничего запомнить, если не будет внимателен. Чем больше желание, заинтересованность в новых знаниях, тем лучше запоминается. Надо хотеть быть внимательным. Большинство ошибок делается именно из-за невнимательности. Существует несколько тренировочных упражнений для развития внимания.

Упражнение «А»

Положи перед собой книжку с каким-нибудь рисунком и точно перерисуй его. Но только очень точно! После этого проверь, сколько допустил ошибок, что пропустил. Старайся рисовать как можно быстрее. Сначала для упражнений выбирай простые рисунки, затем — сложные.

Упражнение «Б»

Предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу-то, что видели сотни раз. Это упражнение развивает наблюдательность.

Упражнение «В»

Находясь в комнате, уставленной вещами, постарайтесь распределить свое внимание таким образом, чтобы видеть все предметы и все, что с ними происходит. Это упражнение направлено на развитие концентрации и распределения внимания.

IV. Мышление особенно нуждается в постоянном упражнении для развития. Существует много разнообразных упражнений для развития мышления. Это задания направленные, на умение сравнивать, на установление связи между понятиями и исключение лишнего, и т. д.

Упражнения:

Упражнение «Цепочка»

1. Назвать последовательно 5 ассоциаций к слову «природа» так, чтобы получилось цепочка понятий.

2. Составить текст из пяти предложений, чтобы в состав каждого предложения входило одно из слов цепочки.

Упражнение «Обобщение»

1. Назови предметы, относящиеся к данному классу: белые и съедобные, зеленые и плавающие, синие и жидкие.

2. Назови, что может быть общего у следующих пар: жизнь и смерть, река и лужа, слон и фиалка, дерево и трава, игра и учеба.

Для развития мышления также полезно выполнять все задания по выстраиванию логической цепочки, по развитию творческого мышления, разгадывание кроссвордов и сканвордов и всех их разновидностей.

Блок № 2 «Учусь планировать»

Все вышеперечисленное будет полезным и успешным при условии, что ты умеешь планировать свою работу, организовывать свое время.

Основной критерий организации времени является план. Для того чтобы правильно спланировать свое собственное время, необходимо:

    1. Хотеть планировать.
    2. Уметь планировать или знать, как это сделать.

Если ты хочешь стать организованным человеком, который все всегда успевает сделать, то я расскажу тебе, как научиться планировать свой день.

Умение планировать

1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться.

2. Планируй только ту работу, которую ты обязательно должен выполнить в определенный срок.

3. Планируй, если только можешь, с запасом. Это значит: планируй на 20 — 30% времени больше, чем нужно по твоим расчетам для выполнения, данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от машины протекает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всегда можем предвидеть. План не должен быть напряженным.

4. Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представить:

  • что ты должен выполнить в определенный день;
  • с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по определенным предметам. Для этого надо в течение нескольких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее для каждого предмета.

5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, которым бы ты хотел быть, а как на такого, каким ты бываешь ежедневно. Здесь важно правильно оценить себя.

6. Не забывай планировать не только работу, но и отдых.

7. Если тебе удалось выполнить план, запиши это на листке с планом. Если нет, то напиши причины, по которым тебе не удалось это сделать.

Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и с другими вопросами. Вот они:

  • Умение, отказаться от какого-либо дела.
  • Умение выполнять определенные дела в определенное время.
  • Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы.
  • Необходимые внешние условия.
  • Психологическая подготовка.

Рассмотрим каждое из них подробнее:

Отказ, от какого-либо дела.

Надо определить, какие дела для тебя очень важны, какие менее, а от каких в принципе можно отказаться.

Определенные дела в определенное время.

  • попеременное выполнение умственной и физической работы способствует более быстрому выполнению как одной, так и другой работы. Соотношение умственной и физической работы должно быть 4:1 или 6:1;
  • в большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ранние часы, но при условии, что в предыдущий день ты внимательно и детально ознакомишься с его содержанием;
  • Работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вечером, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить.

Помни: у большинства людей два пика работоспособности — с 9 до 12 и с 17 до 20 часов.

Методы работы

У каждого имеются свои эффективные методы. Узнай свои сильные и слабые стороны, используй эти знания на практике.

Необходимые внешние условия

  • каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь свое постоянное место;
  • предметы, необходимые для данной работы, надо разместить «под рукой» перед началом работы. Поиск их во время работы приводит к потере времени и рассеиванию внимания;
  • перерывы в работе следует использовать среди прочего для того, чтобы убрать на место предметы, которые больше не нужны и разложить те, которые потребуются потом;
  • умственную работу ты выполнишь быстрее при хорошем доступе свежего воздуха и отсутствии шума.

Психологическая подготовка

  • если сумеешь «преодолеть самого себя» и направить собственные мысли и чувства на то, чтобы сразу сделать то, что запланировано, ты выиграл;
  • попробуй начинать с того предмета, который легче тебе дается, которым ты больше интересуешься.

Работу ты выполнишь в несколько раз быстрее тогда, когда заинтересован ею.

Желаю успехов!

Надеюсь, что эти рекомендации будут способствовать достижению твоей цели и быть успешным в учебе.

Журнал «Мастер класса» № 2 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: