Час позитива с психологом: «Улыбнись жизни, ты ей нравишься!»
Клейменова Марина Николаевна педагог-психолог, II категория, ВКО г. Риддер КГУ «Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад-начальная школа» по городу Риддеру Управления образования Восточно-Казахстанской области |

Цель: формирование позитивного жизневосприятия, создание условий для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей позитивной жизненной позиции.
Задачи:
- содействовать развитию способности к сохранению состояния психического благополучия при взаимодействии с внешним миром;
- способствовать накоплению своего личностного опыта разрешения трудных ситуаций;
- помочь учащимся понять, что они не одиноки в этом мире, что они не должен оставаться со своими проблемами один на один.
Участники: учащиеся 3 −4 классов
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Ход часа позитива:
Психолог:
Жизнь — хрупкий росточек.
Он тянется к солнцу,
хочет добра, тепла и бережного к себе отношения...
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?
Ассоциации к слову ЖИЗНЬ.
Так уж устроен человек, что жить не может без чудес. Нам с древности известны «семь чудес света». Но самое величайшее чудо Вселенной — сам человек, его жизнь!
Психолог:
Упражнение «Дорога жизни».
Украсьте дорогу своей жизни. На этой дороге я попрошу вас разметить цветы, как лучшие моменты вашей жизни и камни, как грустные моменты вашей жизни.
Подвести к выводу: в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и трудные ситуации. Подвести к выводу: даже из неприятной ситуации можно извлечь пользу для себя.
Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Сейчас я вам расскажу притчу «Колодец».
Притча «Осёл и колодец»
Итак:
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча, продолжали бросать землю в колодец.
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Понравилась ли вам притча? В чём смысл этой притчи? Чему она учит эта притча?
Вывод: Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Психолог:
Упражнение «Весы жизни».
Изображены весы. Наша жизнь, как весы состоит из хороших моментов и плохих. Сейчас я предлагаю вам, разложить жизненные ситуации на чащи весов: хорошо и плохо.
- Получил плохую отметку.
- Поссорился с другом.
- Наказание родителями.
- Потерял телефон
- Получил хорошую отметку.
- Похвалили родители.
- Получил долгожданный подарок.
- Участие в праздниках (день рождения, новый год)
Как можно преодолеть грустные ситуации в жизни? Как можно себя подбодрить, чтобы не унывать?
Работа в парах:
Один из вас расскажет о трудной ситуации в вашей жизни, а второй даст ему совет, как эту ситуацию преодолеть.
Умение человека овладеть трудной жизненной ситуацией является показателем уровня развития личности.
— Хотела бы прочитать
следующее стихотворение:
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты;
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть дети и любовь!
На память о сегодняшней встрече я вам подготовила, ребята, буклеты-памятки «Твое поведение в трудной жизненной ситуации»:
Ø Помни, даже в самой сложной ситуации мы можем приобрести ценный опыт.
Ø Успокойся, действовать сгоряча не лучший выход.
Ø Постарайся справиться с негативными эмоциями.
Ø Вспомни принцип Барона Мюнхаузена: безвыходных ситуаций не бывает. Выход есть всегда, даже если сразу он не очевиден.
Ø Оцени ситуацию. Подумай и запиши не менее пяти выходов из нее.
Ø Постарайся найти такое решение, которое не только хорошо для тебя, но и не ущемляет интересов других людей.
Ø Если находишься в сильном затруднении, обратись за помощью к школьному психологу или другому взрослому человеку, которому ты доверяешь. Хочешь сохранить инкогнито — напиши письмо в почту доверия или позвони.
Ø Знай, ты не один, многие люди переживали такие же или похожие ситуации и сумели совладать с ними.
Ø Не отчаивайся, ты справишься и приобретешь новый жизненный опыт.
Собери фразу: Улыбнись жизни, ты ей нравишься" (фотография)
Рефлексия занятия. Раздать вырезанные из плотной бумаги градусники. Предложить ребятам отметить на них температуру своего настроения на занятии.
Шкала оценки следующая: 36,6 — нужно, полезно, интересно, необходимо 39 — сложно, неинтересно, обременительно; 34 — безразлично, неинтересно.
Используемая литература:
Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/04/28/ulybnis-zhizni;
Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2013/03/23/pritcha-o-kolodtse:
Учебник «Самопознание» 3 класс, авторы: Карабутова А. А., Ковригина О., Токовенко О. Издательство: Бөбек, Русский, Год: 2018.
- 8795 просмотров