Исследовательская статья: Реализация программы «Три Б» в контексте Республиканской концепции «Біртұтас тәрбие»
Абылкасимов Кайрбек Ануарбекович директор КГУ СОШ №15, Республика Казахстан, область Абай, город Семей |
![]() |
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию реализации программы «Три Б» как инструмента систематизации и управления учебно-воспитательным процессом в рамках Республиканской концепции «Біртұтас тәрбие». Основное внимание уделено роли национальных ценностей в формировании гармонично развитой личности. В статье рассматриваются этапы реализации программы, её положительные результаты и влияние на образовательный процесс. Также проведён анализ вызовов и перспектив дальнейшего развития программы.
Аннотация
Бұл мақала «Үш Б» бағдарламасын Республикалық «Біртұтас тәрбие» тұжырымдамасы аясында оқу-тәрбие үдерісін жүйелеу мен басқару құралы ретінде зерттеуге арналған. Негізгі назар ұлттық құндылықтардың үйлесімді дамыған тұлғаны қалыптастырудағы рөліне аударылады. Мақалада бағдарламаны жүзеге асыру кезеңдері, оның оң нәтижелері және білім беру процесіне әсері қарастырылады. Сондай-ақ, бағдарламаны жүзеге асыру барысында туындайтын сын-қатерлер мен болашақтағы даму перспективалары талданған.
Ключевые слова: национальные ценности, воспитание, управление образованием, социальная активность, образовательные программы.
Современная система образования находится в состоянии постоянных изменений, обусловленных социальными и технологическими вызовами. В этих условиях важной задачей является создание образовательных программ, которые интегрируют обучение и воспитание на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Программа «Три Б» («Ұят болады, сауап болады, обал болады») представляет собой инновационную модель, направленную на гармоничное развитие учащихся. Её внедрение осуществляется в рамках Республиканской концепции «Біртұтас тәрбие», которая подчёркивает важность формирования ценностного базиса молодёжи.
Целью данной статьи является изучение этапов реализации программы «Три Б» и её влияния на систему образования. Основные задачи исследования:
1. Проанализировать ключевые аспекты программы и её соответствие концепции «Біртұтас тәрбие».
2. Оценить роль национальных ценностей в формировании образовательного процесса.
3. Выявить сильные стороны и вызовы, возникающие при реализации программы.
Методология исследования. Для проведения исследования использовались следующие методы:
- анализ нормативно-правовой документации и программных материалов;
- интервьюирование педагогов, участвующих в реализации программы;
- анкетирование учащихся и их родителей;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
- анализ результатов мониторинга программы.
Основные этапы реализации программы. Программа «Три Б» реализуется в несколько этапов, каждый из которых направлен на достижение конкретных целей:
1. 2022-2023 годы: Разработка концепции программы, определение миссии, видения и ценностей.
2. 2023-2024 годы: Пилотная реализация программы на пяти возрастных платформах.
3. 2024-2027 годы: Масштабирование программы, мониторинг и корректировка подходов.
4. 2027-2028 годы: Завершение первого полного цикла программы, выпуск учащихся.
Каждый этап включает в себя стратегическое планирование, обучение педагогов и систематический анализ результатов.
Изучение проблемы системного воспитания учащихся показывает, что многие исследователи рассматривали различные аспекты данной темы. Например, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн уделяли внимание психолого-педагогическим аспектам воспитания детей, а семейное воспитание и его влияние изучали А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие. Эти исследования подчёркивают важность формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения.
Современные исследования акцентируют внимание на необходимости интеграции национальных традиций и современных педагогических технологий. В частности, развитие социальной активности учащихся рассматривается в трудах Дж. Дьюи, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Проблема формирования индивидуальных образовательных траекторий освещается в работах А. В. Хуторского, М. А. Шаталова и других авторов.
Тем не менее, большинство исследований фокусируются на отдельных аспектах, таких как развитие лидерских качеств, профессиональная ориентация или социальная активность. Концептуальные исследования, объединяющие эти направления в рамках целостной программы воспитания, практически отсутствуют. Программа «Три Б» восполняет данный пробел, предлагая системный подход к интеграции обучения и воспитания на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Результаты исследования
Реализация программы «Три Б» уже продемонстрировала ряд положительных результатов:
1. Формирование ценностей: Учащиеся демонстрируют высокий уровень понимания и применения национальных и общечеловеческих ценностей в повседневной жизни.
2. Рост социальной активности: Проведение социально значимых проектов способствует развитию лидерских качеств и ответственности у школьников.
3. Академические достижения: Учащиеся школы занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.
4. Улучшение взаимодействия: Программа укрепляет сотрудничество между школой, родителями и сообществом.
Обсуждение
Несмотря на достигнутые успехи, реализация программы сталкивается с рядом вызовов, включая:
- необходимость повышения квалификации педагогов;
- недостаток материально-технической базы;
- ограниченность ресурсов для внедрения современных технологий.
Для преодоления этих вызовов важно продолжать развитие профессиональной подготовки педагогов, расширять цифровую инфраструктуру и привлекать спонсорскую поддержку.
Заключение
Программа «Три Б» представляет собой успешный пример интеграции национальных ценностей в образовательный процесс. Её реализация способствует формированию гармонично развитой личности, готовой к вызовам современного общества. Дальнейшее развитие программы требует системного подхода, стратегического планирования и активного вовлечения всех участников образовательного процесса.
- 6709 просмотров