Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

В гостях у басни

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Полякова Татьяна Анатольевна
Булаевская школа-гимназия имени Батыр Баяна
района Магжана Жумабаева
Полякова Т.А.


Обучение на основе электронного учебника как информационно-образовательной среды

Знания не даются от рождения,
они приобретаются всей жизнью.Казахская пословица


Актуальность технологизации учебного процесса в современной школе — это реалии жизни. Сегодня внимание педагогической общественности всего мира обращено к электронному обучению, материализованную основу которой составляют электронные учебники.

Мне представилась возможность стать участником пилотного проекта «Технологизация процесса обучения как условие качественного массового образования», связанного с информационно-коммуникативными технологиями. Проект был организован Центром педагогических технологий информатизации образования (ЦПТИО). Целью проекта было внедрение в учебный процесс электронных учебников как единой информационно-образовательной среды в предметных областях знаний (в частности, по предмету «Русская литература» в 5, 9 классах).

Учебники, созданные по авторской технологии профессора Г. К. Нургалиевой, представляют собой автоматизированный процесс обучения от цели до результата в целостной системе взаимосвязанных компонентов: модуль — гипертекст — интерактивные задания — тестирование учебных достижений, что отражает обязательные компоненты процесса обучения: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельный, оценочно-результативный. Анализ, рассмотрение модуля как системы знаний позволило активизировать познавательную мотивацию учащихся и осмыслить учебный материал целостно и системно. Работа по электронным учебникам привела к динамике качества успеваемости учащихся по предмету.

Участникам проекта большую помощь оказал тренинговый семинар, организованный Центром педагогических технологий информатизации образования при методической поддержке Северо-Казахстанского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 5 классе с использованием электронного учебника «Русская литература» 5 класс Центра педагогических технологий информатизации образования г. Алматы

Цель: систематизация, расширение и обобщение сведений о басне как о поэзии рассудка» и баснописце И. А. Крылове с использованием ИКТ.

Задачи:

образовательные:

  • обобщить теоретико-литературные сведения о басне, открыть новые страницы о И. А. Крылове;

развивающие:

  • развивать интерес к чтению, образное мышление, умение анализировать и обобщать;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся.

воспитательные:

  • способствовать формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся;
  • прививать любовь к творчеству русских писателей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронный учебник «Русская литература» 5 класс, выставка книг по творчеству И. А. Крылова, иллюстрации учащихся к произведениям баснописца, музыкальные заставки.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы, продолжая наш разговор о баснях и их авторе И. А. Крылове, попытаемся совершить путешествие в «неизведанное».

Запись темы урока и эпиграфа.

Басня есть поэзия рассудка.В.Г. Белинский


А теперь, чтобы продолжить путешествие в «страну неизведанного» по теме нашего урока, давайте проведём небольшую литературоведческую разминку.

3. Выполнение тестовых заданий (15 вопросов) электронного учебника. (Учащиеся выходят к доске и работают с тестами).

4. Учитель: Молодцы, ребята! Вы уже хорошо знакомы со многими изученными темами. А как вы думаете, почему мы сегодня обратились к творчеству И. А. Крылова? (Электронный учебник. Подмодуль 4. Литературный мир 19 века. И. А. Крылов). Дети рассказывают, что знают о баснях и о творчестве баснописца. (Биографическая справка о Крылове в подмодуле 4. Литературный мир 19 века. И. А. Крылов).

Затем учитель обобщает и дополняет новые сведения: Иван Андреевич Крылов начинал свою творческую деятельность как автор произведений для театра, но прославился своими баснями. Герои его басен — обычные звери, живущие в лесу или рядом с нами, но ведут они себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся, хитрят, хвастаются, работают. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают его басни наизусть. (Опережающее задание: индивидуальное сообщение ученицы -использование дополнительной литературы).

5. Работа с литературоведческими терминами: басня, баснописец, писатель

6. Учитель: Сейчас мы обратимся к истории возникновения басни. (Опережающее задание: сообщения 2-х учащихся «Об Эзопе», «О Лафонтене», «О С. Михалкове-баснописце советского периода и его басне «Ромашка и роза»).

7. В гостях у дедушки Крылова

Инсценировка 2-х подготовленных басен: «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом» (инсценировка идёт с музыкальными заставками).

8. Выполнение интерактивного задания № 9 электронного учебника.

9. Обращение к выставке книг по творчеству И. А. Крылова и к иллюстрациям учащихся. (Учитель комментирует выставку книг, 3–4 ученика делают презентацию собственной иллюстрации).

10. Физминутка в виде игры для всех. Проводит учащийся.

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревце.
    Ветерок всё тише, тише….
    Деревцо всё выше, выше….

11. Учитель: А сейчас мы немного поиграем и вспомним одну из басен Ивана Андреевича Крылова, насладимся строками его творений, отгадав загадки, узнаем название одной из басен.

Загадки:

    1. Сквозь летние сумерки парка
    По краю искусственных вод
    Красавица птица-дикарка,
    Как белое диво плывёт. (Лебедь)
    2. На мели сидит, усами шевелит,
    А гулять пойдёт — так задом наперёд. (Рак)
    3. У неё во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь в котёл попала. (Щука)

12. Учитель: В баснях редко встречаются слова, которые трудно произносить, но гораздо чаще — слова, смысл которых не сразу понятен. Давайте обобщим основные признаки басни и вспомним лексическое значение некоторых слов. (Учащиеся называют основные признаки басни. Затем даётся толкование слов: мораль — краткое заключение, в котором содержится поучительная мысль, она даётся в начале или в конце басни; аллегория — слово греческого происхождения, означает иносказание, символ; Эзопов язык — это язык басни, животных, по имени Эзопа, фригийского раба в Древней Греции (язык иносказания); разум — способность к мышлению, ум.

13. Обращение к эпиграфу. (Рассуждения учащихся)

14. Опрос домашнего задания. Работа по рядам с использованием интерактивной доски «Кто больше нашёл крылатых выражений»?

Ученики выходят «по цепочке» и на интерактивной доске пишут выбранные крылатые выражения из басен Крылова.

15. Рефлексия

Учитель:

— Что же «нового, неизведанного» мы узнали сегодня на уроке?
— Какие уроки мудрости мы можем извлечь из басен для себя?
— Какие из интерактивных заданий вам понравились?

16. Домашнее задание

Подготовить пересказ биографии А. С. Пушкина из дополнительной литературы, нарисовать иллюстрации к ранее изученным произведениям Пушкина.

17. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

Журнал «Современный урок» № 6 Русский язык, Серия 4

Категория: