В гостях у басни
Полякова Татьяна Анатольевна Булаевская района Магжана Жумабаева |
Обучение на основе электронного учебника как информационно-образовательной среды
Знания не даются от рождения,
они приобретаются всей жизнью.Казахская пословица
Актуальность технологизации учебного процесса в современной школе — это реалии жизни. Сегодня внимание педагогической общественности всего мира обращено к электронному обучению, материализованную основу которой составляют электронные учебники.
Мне представилась возможность стать участником пилотного проекта «Технологизация процесса обучения как условие качественного массового образования», связанного с
Учебники, созданные по авторской технологии профессора
Участникам проекта большую помощь оказал тренинговый семинар, организованный Центром педагогических технологий информатизации образования при методической поддержке
Урок внеклассного чтения по русской литературе в 5 классе с использованием электронного учебника «Русская литература» 5 класс Центра педагогических технологий информатизации образования г. Алматы
Цель: систематизация, расширение и обобщение сведений о басне как о поэзии рассудка» и баснописце
Задачи:
образовательные:
- обобщить
теоретико-литературные сведения о басне, открыть новые страницы оИ. А. Крылове ;
развивающие:
- развивать интерес к чтению, образное мышление, умение анализировать и обобщать;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
воспитательные:
- способствовать формированию
духовно-нравственных ценностей у учащихся; - прививать любовь к творчеству русских писателей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронный учебник «Русская литература» 5 класс, выставка книг по творчеству
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы, продолжая наш разговор о баснях и их авторе
Запись темы урока и эпиграфа.
Басня есть поэзия рассудка.В.Г. Белинский
А теперь, чтобы продолжить путешествие в «страну неизведанного» по теме нашего урока, давайте проведём небольшую литературоведческую разминку.
3. Выполнение тестовых заданий (15 вопросов) электронного учебника. (Учащиеся выходят к доске и работают с тестами).
4. Учитель: Молодцы, ребята! Вы уже хорошо знакомы со многими изученными темами. А как вы думаете, почему мы сегодня обратились к творчеству
Затем учитель обобщает и дополняет новые сведения: Иван Андреевич Крылов начинал свою творческую деятельность как автор произведений для театра, но прославился своими баснями. Герои его басен — обычные звери, живущие в лесу или рядом с нами, но ведут они себя
5. Работа с литературоведческими терминами: басня, баснописец, писатель
6. Учитель: Сейчас мы обратимся к истории возникновения басни. (Опережающее задание: сообщения
7. В гостях у дедушки Крылова
Инсценировка
8. Выполнение интерактивного задания № 9 электронного учебника.
9. Обращение к выставке книг по творчеству
10. Физминутка в виде игры для всех. Проводит учащийся.
- Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветерок всё тише, тише….
Деревцо всё выше, выше….
11. Учитель: А сейчас мы немного поиграем и вспомним одну из басен Ивана Андреевича Крылова, насладимся строками его творений, отгадав загадки, узнаем название одной из басен.
Загадки:
- 1. Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица
Как белое диво плывёт. (Лебедь)
- 2. На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт — так задом наперёд. (Рак)
- 3. У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Щука)
12. Учитель: В баснях редко встречаются слова, которые трудно произносить, но гораздо чаще — слова, смысл которых не сразу понятен. Давайте обобщим основные признаки басни и вспомним лексическое значение некоторых слов. (Учащиеся называют основные признаки басни. Затем даётся толкование слов: мораль — краткое заключение, в котором содержится поучительная мысль, она даётся в начале или в конце басни; аллегория — слово греческого происхождения, означает иносказание, символ; Эзопов язык — это язык басни, животных, по имени Эзопа, фригийского раба в Древней Греции (язык иносказания); разум — способность к мышлению, ум.
13. Обращение к эпиграфу. (Рассуждения учащихся)
14. Опрос домашнего задания. Работа по рядам с использованием интерактивной доски «Кто больше нашёл крылатых выражений»?
Ученики выходят «по цепочке» и на интерактивной доске пишут выбранные крылатые выражения из басен Крылова.
15. Рефлексия
Учитель:
— Что же «нового, неизведанного» мы узнали сегодня на уроке?
— Какие уроки мудрости мы можем извлечь из басен для себя?
— Какие из интерактивных заданий вам понравились?
16. Домашнее задание
Подготовить пересказ биографии
17. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
Журнал «Современный урок» № 6 Русский язык, Серия 4
- 8504 просмотра