Маркина Елена Васильевна учитель начальных классов ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодар |
![]() |
Цели и задачи урока:
Оборудование к уроку: музыкальное сопровождение (Песенка о Карлсоне), куклы (Карлсон, Фрекен Бок), слоговые карточки.
— Все дружно встали, успокоились, садитесь. Урок русской грамоты. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита. Проверим готовность к уроку.
— Руки?
+На месте!
— Ноги?
+На месте!
— Локти?
+У края!
— Спина?
+Прямая!
а) дыхательная гимнастика
б) артикуляционная гимнастика
в) работа над дикцией
— Посмотрите и скажите: какая буква лишняя? Почему?
+Буква «м». Она обозначает согласные звуки /м/,/м*/,а остальные — гласные.
Чтение гласных
— Поднимаемся по лесенке.
— Спускаемся по лесенке.
— Тихо.
— Громко.
— Скажите, пожалуйста: герой какого произведения этот замечательный мальчик? (Фото)
Правильно! «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.»
А кто автор этого произведения? (Астрид Линдгрен.)
Малыш, так зовут главного героя, как и вы, пошел в этом году в школу. И у него еще многое не получается. Давайте мы ему поможем. Сегодня Малыш должен выполнить три задачи:
И лишь если он всё это выполнит, то к нему прилетит… (Карлсон)
3.1. Повторение.
А начнём мы с повторения пройденного материала.
Вспомните, как обозначаются слова?
На какие более мелкие частички делятся слова?
Слова делятся на слоги.
Как узнать количество слогов в слове?
Поставить руку к подбородку. Произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов.
— На какие более мелкие частицы делятся слоги?
Слоги делятся на звуки.
— Какие бывают звуки?
— Как обозначаются?
— Какие бывают гласные звуки?
— Какие бывают согласные звуки? Как они обозначаются?
— Молодцы! Наша разминка окончена.
Мы вспомнили важные для нас и Малыша сведения.
В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья. Вот в этом доме и жил Малыш. (картинка)
4.1.
— Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?
— Запишите каждый звук точкой.
— Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным цветом.
— Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?
— Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один гласный звук).
— Как называются остальные звуки? (Согласные.)
— Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.
— Позвоним в квартиру. (
— Какой первый звук в слове динь? Составим схему слова динь.
— Произнесите первые звуки в словах дом и динь.
— Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает преграду.)
— А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло, произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.) Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)
4.2 Знакомство с печатными буквами Д, д.
Звуки обозначаются буквой Д.
На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.
— На что похожа буква Д? (Ответы детей.)
(Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске.)
Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.
— Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)
— Почему она «живёт» в
4.3.
А кто такая эта фрекен Бок? (Домработница.)
Что входило в её обязанности? (Следить за малышом)
Сравните два слова: дом и домработница. Что вы заметили? (Они близки по значению.)
Малыш надеялся, что домработница будет молодая, красивая и милая девушка, вроде учительницы в школе. Но все вышло наоборот. Фрекен Бок оказалась суровой пожилой дамой. Задание от Фрекен Бок.
Нужно прочитать слоги на доске:
Да ад До од Ду уд Ди ид ды ыд
Слоги прочитаны, молодцы.
Давайте напечатаем слова с новыми слогами в тетрадь.
Рефлексия: С одной задачей мы справились. С каким звуком и буквой мы познакомились?
(Убираем кружок)
4.4. Физминутка. Раз мы ждём Карлсона, то и физминутка будет о нем.
4.5. Работа в Прописи.
Неприятности начались со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками — там теперь царила фрекен Бок.
— Все мучное портит аппетит, — заявила она. — Никаких плюшек ты не получишь.
А ведь сама их испекла: целая гора плюшек стыла на блюде перед открытым окном.
Наша задача научиться писать строчную букву д.
Подготовим руку к работе. (Плюшки)
Рассмотрим элементы буквы. Пропишем их. Соединим элементы в букву.
Динамическая пауза.
Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную, а потом прописную букву Б и П.
Рефлексия: Мы научились писать строчную букву д. (Убираем один кружок)
4.6. Малышу обязательно нужно выполнить задание. Ведь остался только один кружок.
Подобрать к схемам слова.
Рефлексия: вот и выполнена последняя задача. Мы справляемся и с этим заданием: научились читать слова с новой буквой.
И тут послышалось жужжание, и в комнату влетел Карлсон.
(Запись музыки)
Рефлексия
— С каким новым звуком и буквой мы познакомились?
— Ребята, найдите в карточке сколько букв Д спряталось? Закрасьте их. (Приложение № 1)
А
|
В
|
Ц
|
Д
|
К
|
Р
|
Д
|
Л
|
Ю
|
Д
|
Д
|
Х
|
Д
|
Ч
|
Ж
|
Э
|
О
|
Й
|
Р
|
Д
|
Рисунок 1
Урок закончен. (Исполняется фонограмма песни «Смешной человечек»)