Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской грамоты: Звуки [д], [д'], буквы Д, д

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Маркина Елена Васильевна
учитель начальных классов
ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43
г. Павлодар
Маркина Е.В.

 

Цели и задачи урока:

 

  • Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д, д.
  • Вырабатывать навыки осознанного чтения.
  • Способствовать развитию фонематического слуха учащихся.
  • Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику, внимание детей.
  • Способствовать воспитанию культуры общения.

Оборудование к уроку: музыкальное сопровождение (Песенка о Карлсоне), куклы (Карлсон, Фрекен Бок), слоговые карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

— Все дружно встали, успокоились, садитесь. Урок русской грамоты. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита. Проверим готовность к уроку.

— Руки?

+На месте!

— Ноги?

+На месте!

— Локти?

+У края!

— Спина?

+Прямая!

2. Речевая разминка

а) дыхательная гимнастика

  • «Какой ароматный цветок!»
    «Самовар»

б) артикуляционная гимнастика

  • «Губы»
    «Лошадка»

в) работа над дикцией

  • На доске буквы: а, о, у, и, ы, м.

— Посмотрите и скажите: какая буква лишняя? Почему?

+Буква «м». Она обозначает согласные звуки /м/,/м*/,а остальные — гласные.

Чтение гласных

— Поднимаемся по лесенке.

— Спускаемся по лесенке.

— Тихо.

— Громко.

3. Введение в тему урока

— Скажите, пожалуйста: герой какого произведения этот замечательный мальчик? (Фото)

Правильно! «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.»

А кто автор этого произведения? (Астрид Линдгрен.)

Малыш, так зовут главного героя, как и вы, пошел в этом году в школу. И у него еще многое не получается. Давайте мы ему поможем. Сегодня Малыш должен выполнить три задачи:

  • Красный кружок — познакомиться с новым звуком и буквой
    Зеленый кружок — научиться писать эту букву
    Желтый кружок — научиться читать слова с этой буквой

И лишь если он всё это выполнит, то к нему прилетит… (Карлсон)

3.1. Повторение.

А начнём мы с повторения пройденного материала.
Вспомните, как обозначаются слова?

На какие более мелкие частички делятся слова?

Слова делятся на слоги.

Как узнать количество слогов в слове?

Поставить руку к подбородку. Произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов.

— На какие более мелкие частицы делятся слоги?

Слоги делятся на звуки.

— Какие бывают звуки?

— Как обозначаются?

— Какие бывают гласные звуки?

— Какие бывают согласные звуки? Как они обозначаются?

— Молодцы! Наша разминка окончена.

Мы вспомнили важные для нас и Малыша сведения.

4. Изучение нового материала

В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья. Вот в этом доме и жил Малыш. (картинка)

4.1. Слого-звуковой анализ слова.

— Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?

— Запишите каждый звук точкой.

— Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным цветом.

— Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?

— Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один гласный звук).

— Как называются остальные звуки? (Согласные.)

— Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.

— Позвоним в квартиру. (Динь-динь-динь.)

— Какой первый звук в слове динь? Составим схему слова динь.

— Произнесите первые звуки в словах дом и динь.

— Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает преграду.)

— А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло, произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.) Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)

4.2 Знакомство с печатными буквами Д, д.

Звуки обозначаются буквой Д.

На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.

— На что похожа буква Д? (Ответы детей.)

    Д-с
  •  
  • высокой крышей дом.
    В этом доме мы живем.
    (В. Ковшиков)
  •  

(Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске.)

Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.

— Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)

— Почему она «живёт» в сине-зелёном домике?

4.3. Кто-то зазвонил в дверь. Это пришла фрекен Бок.

А кто такая эта фрекен Бок? (Домработница.)

Что входило в её обязанности? (Следить за малышом)

Сравните два слова: дом и домработница. Что вы заметили? (Они близки по значению.)

Малыш надеялся, что домработница будет молодая, красивая и милая девушка, вроде учительницы в школе. Но все вышло наоборот. Фрекен Бок оказалась суровой пожилой дамой. Задание от Фрекен Бок.

Нужно прочитать слоги на доске:

Да             ад

До             од

Ду             уд

Ди             ид

ды             ыд

Слоги прочитаны, молодцы.

Давайте напечатаем слова с новыми слогами в тетрадь.

Рефлексия: С одной задачей мы справились. С каким звуком и буквой мы познакомились?

(Убираем кружок)

4.4. Физминутка. Раз мы ждём Карлсона, то и физминутка будет о нем.

  • Что повесили носы,
    Загрустили, малыши?
    Я пропеллер заведу,
    Прямо с крыши прилечу.
    Плюшки где, варенье, торт?
    Карлсон живо всё сметёт.
    А потом шалить, за мной!
    Я ужасно заводной!

4.5. Работа в Прописи.

Неприятности начались со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками — там теперь царила фрекен Бок.

— Все мучное портит аппетит, — заявила она. — Никаких плюшек ты не получишь.
А ведь сама их испекла: целая гора плюшек стыла на блюде перед открытым окном.

Наша задача научиться писать строчную букву д.

Подготовим руку к работе. (Плюшки)

Рассмотрим элементы буквы. Пропишем их. Соединим элементы в букву.

Динамическая пауза.

Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную, а потом прописную букву Б и П.

Рефлексия: Мы научились писать строчную букву д. (Убираем один кружок)

4.6. Малышу обязательно нужно выполнить задание. Ведь остался только один кружок.
Подобрать к схемам слова.

Рефлексия: вот и выполнена последняя задача. Мы справляемся и с этим заданием: научились читать слова с новой буквой.

Итог урока

И тут послышалось жужжание, и в комнату влетел Карлсон.

  • Все девчонки и мальчишки
    Полюбить его успели.
    Он — герой веселой книжки,
    За спиной его — пропеллер.
    Над Стокгольмом он взлетает
    Высоко, но не до Марса.
    И малыш его узнает.
    Кто же это? Хитрый…
    Ответ: Карлсон

(Запись музыки)

Рефлексия

— С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

— Ребята, найдите в карточке сколько букв Д спряталось? Закрасьте их. (Приложение № 1)

А
В
Ц
Д
К
Р
Д
Л
Ю
Д
Д
Х
Д
Ч
Ж
Э
О
Й
Р
Д
         

Рисунок 1

Урок закончен. (Исполняется фонограмма песни «Смешной человечек»)

 

Категория: