Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Верный сын казахского народа

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

К 170-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина.

Ыбырай Алтынсарин

Примерный план проведения литературного вечера для учащихся 9–11 классов.

Для проведения вечера необходимо оформить аудиторию. В центре зала размещается портрет Ыбрая Алтынсарина. Можно оформить стенд, на котором размещены произведения Ы. Алтынсарина.

Мероприятие ведут: ведущий (библиотекарь или преподаватель литературы), рассказчики (учащиеся).

Ведущий:

Добрый день, друзья! Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Ыбрая Алтынсарина — великого сына казахского народа, выдающегося просветителя — педагога, крупного писателя, талантливого поэта, которому исполняется 165 лет.

Из школьной программы вы знаете о том, что Ы. Алтынсарин родился 20 октября (2 ноября) — по новому стилю 1841 года. О том, что он рано потерял отца и его вырастил дед — Балгожа Жанбурчин. О том, что Ыбрай был прилежным учеником и в 1857 году с отличием закончил школу. «Оренбургская казахская школа, — писал профессор А. Ф. Эфиров, — воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала замечательного человека и выдающегося педагога казахского народа Ыбрая Алтынсарина».

Рассказчик:

Всю жизнь Ыбрай Алтынсарин настойчиво пополнял свои знания, внимательно изучал серьезные научные труды и художественные произведения классиков русской и западноевропейской литературы — Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова и других. Читал Шекспира, Гете, Байрона, великих поэтов Востока — Фирдоуси, Низами, Навои и других.

Ведущий:

Слова А. И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге» — стали повседневной жизненной формулой Ыбрая.

В формировании мировоззрения Ыбрая Алтынсарина большую роль, сыграла и самобытная культура казахского народа, которая складывалась на протяжении веков из произведений героического эпоса, импровизаций народных певцов из произведений устного народного творчества.

Сегодня мы более подробно остановимся на своеобразном литературном творчестве Ыбрая Алтынсарина.

Рассказчик:

Ыбрай Алтынсарин был не только поэтом-просветителем, но и одним из родоначальников казахской художественной прозы.

Литературное наследие Ыбрая Алтынсарина дошло до нас благодаря «Казахской хрестоматии» работа над которой продолжалась три года (1876 -1879). Его рассказы и сказки — первые произведения в казахской литературе, написанные в этом жанре. Ыбрай Алтынсарин сам решил благородную задачу создания на родном языке предельно коротких, популярных рассказов и стихотворений для подрастающего поколения. Своими рассказами он боролся с такими людскими пороками, как сплетня, ложь, обман, лицемерие и подсказывал пути их уничтожения. Особое место в творчестве просветителя занимают прозаические рассказы, воспитывающие трудолюбие, смелость, находчивость.

Ведущий:

В рассказе «Сын бая и сын бедняка» он показывает невежество байского сына Асана, совершенно не приспособленного к жизни. Сына же бедняка -Усена он характеризует живым, энергичным, предприимчивым.

Рассказчик:

Асан — сын богатых родителей, а Усен — сын бедняков. Они часто играли вместе, и однажды, заигравшись, поздно вернулись в аул. Аул, тем временем, снялся с места и отправился на новое кочевье. Асан очень расстроился и стал горько плакать. Усен же стал внимательно осматривать место стоянки аула. В увлекательной и простой форме автор рассказал, как мальчики, благодаря находчивости и изобретательности Усена, преодолев массу препятствий, здоровыми и невредимыми пришли в свой родной аул.

Ведущий:

Так, простыми и скупыми средствами Ыбрай Алтынсарин раскрывает разницу в характерах двух мальчиков. Усен, сын бедняка, не расстерявшись, используя свой жизненный опыт, практическую смекалку, находит выход из создавшегося положения.
До Ыбрая Алтынсарина в казахской литературе никто так не писал, никто так полно не изображал быт кочевников, показывая типичные характеры в типичной обстановке. Особенность алтынсаринских рассказов еще и в том, что в каждый из них вложена определенная мысль, в том, что они учат юного читателя добру и справедливости, заставляют его задуматься над чужими поступками, дают пищу его уму и любознательности.

Рассказчик:

В новелле «Кипчак Сейткул» Ы.Алтынсарин также затрагивает важные проблемы общественной жизни своего времени. Из поколения в поколение казахи передавали рассказы о новаторе — земледельце Сейткуле (1770–1830). О нем акыны слагали песни. По многим фольклорным источникам Ыбрай Алтынсарин создал для своей «Казахской хрестоматии» новеллу «Кипчак Сейткул». В ней рассказывается о группе в 30 семей, жизнь которых протекала в непрерывных лишениях, голоде и нищете. Благодаря Сейткулу люди начинают задумываться о том, как улучшить свою жизнь. Под руководством Сейткула группа людей решила откочевать подальше от всех и осела в пустынной местности на берегу речки Кабырги (Тургайская область). Сейткул первым взялся за кетмень, увлекая за собой остальных. Это были первые казахские земледельцы. Продав излишки созревшего хлеба соседнему кочевью — приобрели скот. Через год продали еще и увеличили поголовье. Другие бедняки — кочевники, видя преуспевание земледельцев, присоединились к ним, и в течение пяти лет сейткуловский аул уже имел четыреста преуспевающих хозяйств.

Ведущий:

Простой и доходчивый язык, ценная и содержательная тема подчеркивают поучительность новеллы, показывая огромные преимущества коллективного труда и объединения крестьянских хозяйств в борьбе с нищетой. Высказанная более 100 лет назад мысль о необходимости коллективного труда, прозвучала дерзким вызовом в условиях Казахстана того времени.

Рассказчик:

Ы. Алтынсарину в его писательском труде помогало глубокое знание народного эпоса, героев фольклора. Рассказ «Жанибек» тоже основан на фольклорном материале. В отличие от большинства акынов, обычно воспевавших лишь отвагу батыров, их физическую силу и ловкость, Ыбрай Алтынсарин обращает внимание читателей на духовные качества героев. Одной силы и смелости мало, нужны ум, смекалка, жизненный опыт. Этими всеми качествами и наделяет он батыра Жанибека. Происшествия в рассказах «Чувство жалости — сильнее боли», «Сын бая», «Мудрец Лукпан», «Чистый родник» — показывают проявление гуманизма, честности, человечности героев.

В истории казахской литературы Ыбрай Алтынсарин занял такое же почетное место, какое он занял в народном просвещении. Его по праву называют основоположником казахской художественной литературы нового, демократического направления и основателем казахской детской литературы.

Ведущий:

Ценнейший вклад в казахскую художественную литературу Ыбрай Алтынсарин внес и как переводчик. Он перевел ряд произведений русских писателей — просветителей для своей «Хрестоматии». Впервые были переведены на казахский язык басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Добрая лисица»; рассказы Л. Н. Толстого «Два товарища», «Царь и рубашка», «Три вора», отдельные произведения А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова. В своих баснях — переводах Ы.Алтынсарин бичует такие общечеловеческие пороки, как спесь, гордыню, жадность, невежество, лживость, эгоизм, жестокость.

Рассказчик:

Как педагог, Ыбрай Алтынсарин особенно ценил басню за ее лаконизм, легкую форму изложения определенной мысли. Именно в басне видел он могучее средство воспитания подрастающего поколения. Ведь, изображая жестокость волков, хитрость и лукавство лисиц, легкомыслие стрекозы, глупость вороны, трусливость зайца, баснописец бичует аналогичные человеческие пороки.

Ведущий:

Все основные черты творчества И. А. Крылова Ыбрай Алтынсарин стремился перенести и в казахскую художественную литературу. Алтынсаринские переводы подтверждают то, как хорошо их автор знаком с сокровищами казахского народного языка и казахского фольклора. Он использует в тексте множество поговорок, образов, выражений и оборотов речи, типичных для казахского языка.

Рассказчик:

Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическая деятельность Ыбрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями, представителями народного образования. Она проливает свет на действительность казахского общества того времени. «Его письма полны волнения, кипучей страсти, задора. Он отвергает все чуждое своим убеждениям, смело выдвигает новые идеи, спорит, защищает их, обосновывает убедительной аргументацией» — /Фетисов М. Зарождение казахской публицистики.-Алма-Ата, 1961.-С. 153./

Ведущий:

В своих письмах Ы.Алтынсарин постоянно затрагивает насущные социальные проблемы казахского народа. В одном из своих писем профессору Казанского университета Н. И. Ильминскому Ы. Алтынсарин писал: «Мы с (В. В. Катеринским) постоянно и неуклонно настаиваем на учреждении начальных русских школ и чтобы лучшие го окончивших здесь курс направлялись в такие практические заведения, где учат учить русскому языку и грамоте…».

Рассказчик:

Редактор газеты «Оренбургский листок» И. И. Ефимовский-Мировицкий в одной из своих статей писал об Алтынсарине: «Живя среди народа своего в глубокой степи, в Тургае и пользуясь поездками по службе, он не упускал случая узнать свой народ… и при первом удобном случае не пожалел труда составить из народной устной литературы первую учебно-образовательную книгу на казахском языке…»

Ведущий:

В 1934 году увидел свет первый сборник «Избранные произведения» Ыбрая Алтынсарина, в 1935 году — сборник стихотворений. С 1975 года предпринято академическое издание — трехтомник «Собрание сочинений» Ыбрая Алтынсарина.

Рассказчик:

Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. В 1884 году на страницах Оренбургской газеты была помещена статья, в которой ученики Ы.Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице Ы.Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ыбрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ыбрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Ы.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем Ы. Алтынсарина.

Основные даты жизни к деятельности Ыбрая Алтынсарина.

  1. Родился 20 октября — 1841 года.
  2. Поступил в Оренбургскую школу — 1850
  3. Окончил школу — 1857
  4. Назначен переводчиком Оренбургского Областного Правления — 1859
  5. Работал учителем в школе при Оренбургском укреплении — 1861
  6. Переведен на службу в ТургаЙское уездное управление — 1869
  7. Поездка в Петербург — 1876
  8. Работа над составлением «Хрестоматии» — 1876-1879 годы.
  9. Назначен инспектором школ Тургайской области — 1879
  10. Работа в должности инспектора народных училищ — 1879-1889
  11. Умер 17 июля 1889 года по старому стилю.

Источник: СК ИПК ППК