V Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок в 1 классе: «Звук и буква Т»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Кельш Ирина Николаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Глубоковская основная школа», село Глубокое Кызылжарский район СКО

Урок в 1 классе: «Звук и буква Т»

Цель:

  • помочь выделить новый звук из потока речи;
  • знакомство с буквами Т, т.
  • обозначение звуков [т’], [т] буквой Т.
  • чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой Т.
  • развитие связной речи и чтение текста «Тома», воспитание умения видеть красоту окружающего мира.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

— Ребята посмотрите, кто пришел к нам сегодня на урок! Красивое солнышко? А знаете, почему оно такое веселое? Потому что оно уверено, что сегодня на уроке вы будете активно работать и получите хорошие оценки. Не будем его огорчать?

ΙΙ. Объяснение нового материала

— Сейчас я прочитаю вам интересный рассказ, а вы послушайте. И тот кто будет внимательным заметит слова с одинаковым звуком.

Рассказ называется Тимка.

Папа тигр купил телевизор и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричит ему утром тигрята

— Пойдем играть!

— Отстаньте — бурчит Тимка — тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется. И стало темным-темно.

Тимка слетел с тахты и к телефону.

— Алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?

— Выкинуть, — мрачно сказал вошедший пап тигр, — а тебя выпороть!

— Какой звук чаще всего вы слышали в этом рассказе? В каких словах?

А еще один? Например, в словах Тимка, телевизор, слетел?

Давайте произнесем эти звуки.

Как вы думаете, какие это звуки? Гласные или согласные? Мы встречаем преграду, при произношении воздух встречает препятствие, значит эти звуки согласные. А чем они отличаются?

Давайте еще раз произнесем Тимка, телефон, таракан, трактор, тыква. Верно, один из них твердый, а другой мягкий.

— А сейчас немного поиграем.

Кто больше?

1. Придумайте слова, в которых звук встречается в начале, (тигр, телефон, телевизор), в середине, в конце.

2. Назовите предметы в классе, в названиях которых встречается звук Т.

3. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых встречается звук Т.

4. Доскажи словечко.

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячем получше
От дырявой… (тучи)

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна.
Называюсь… (тишина)

Чтобы было где писать
В школе нам нужна… (тетрадь)

— Молодцы! А сейчас мы с вами познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки. (Рассматривание буквы в букваре. Запоминание графического облика)

— Посмотрите какая красивая буква.

— Что она вам напоминает?

Буква Т стоит на крыше
Телевизор в доме том
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

Молоток стучит: «Тук-тук
Букве Т я старый друг»

— Сейчас откройте учебники.

Перевод звуковой схемы в звуко-буквенные схемы слов: тигр, томат, тахта, тапки. Чтение звуко-буквенных схем с ориентацией на буквы О, А, И, согласную Т.

Составление звуковой схемы для имени Тома. В первый звуковой квадратик вписывается заглавная буква Т. Повторяем что все имена пишутся с большой буквы.

ΙΙΙ. Чтение

Чтение слогов и слов с буквой Т. Работа по букварю. Прочитать слог — назвать слово с данным слогов: а-та-табурет, юрта, ы-ты-цветы, конфета, о-то-топор, пальто, у-ту-утка, утки.
Чтение слогов по цепочке. Чтение слогов по слогам. Чтение предложения: Тома умыта. И Тима умыт.

ΙV. Физминутка

Письмо. Работа в прописи.

Работа по картинке. Рассматривание картинки, что на ней изображено?

Беседа: ответ словами на букву Т.

Кто посадил цветы? У кого выросли цветы в саду? Кому срезает Тома цветы? Кому она их подарит?

Игры и упражнения с буквой Т.

Что любит Тома? (торт, цветы)
Какие цветы растут в саду? (тюльпаны)
Кто сидит на крыше? (кот)
Кто живет в лесу? (тигр)

Игра: Что везет автомашина? (Все что есть на букву Т).

V. Закрепление

— Итак, с какими звуками мы сегодня познакомились?

— Какие это звуки?

— Чем они отличаются?

— Молодцы! Сегодня на уроке все хорошо поработали, и солнышко осталось вами довольно.

Дома вы с родителями найдете 3–4 загадки, отгадки которых начинаются на букву Т.

Категория: