Ибрагимова Милана Викторовна учитель начальных классов, стаж 21 год, высшая категория. Первая гимназия г. Петропавловск, СКО |
![]() |
Цель: запоминание графического облика буквы Ы, чтение и письмо: перевод звуковой схемы в звуко-буквенную, развитие связной речи, внимания, памяти. Воспитание прилежания.
Методы: словесный (рассказ,объяснение, беседа, самостоятельная работа), наглядный (таблицы картины), проблемный.
— Расшифруйте схемы. (На схемах слов не видно, они перевёрнуты)
— Трудное ли это задание?
— Что вы знаете о гласных?
— Возьмите лист на столе.
— Что на нём написано?
— Рассказ
— Подберите синоним (текст, речь)
— Какая это речь? (письменная)
— Прочитайте.
Боярышник
В конце мая одевается в белый наряд барыня — дерево или боярка.
От других цветущих деревьев и кустарников боярышник легко отличить по колючим побегам и характерному неприятному запаху белых цветков, собранных в щитковидные или зонтиковидные соцветия. Листья у боярышника крупнозубчатые. Плоды жёлтые, оранжевые, красные или чёрные с кисточками и мучнистой мякотью. Боярышник улучшает сон.
— Какие эти все предложения по цели высказывания?
— По интонации?
— Назовите признаки предложения.
— Ск-ко слов в последнем предложении?
— Ск-ко слов последнем слове?
— О чём этот текст?
— Назовите сравнение боярки в 1 предложении. (барыня)
— Найдите общее в каждом выделенном слове в тексте и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (звук [ы] и буква ы) Слайд 1
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока
Познакомиться со...
Учиться отличать...
Учиться читать... Слайд 2
— Произнесите этот звук [ы]
— Дайте ему характеристику (поётся, при произношении не встречает преграду, может быть ударным, безударным, образует слог)
— Найдите на ленте букв знак для обозначения звука [ы]
— Сегодня мы научились её писать.
— Почему нет заглавной буквы? (Нет слов с заглавной буквы Ы, это особенность русского языка)
— Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, пишем прямую, качалочка, закругляем, уходим вправо- вверх, наклонная линия качалочка, крючок до середины.
Письмо в воздухе.
— Написать по точкам 1 строчку Самоконтроль
— Как ты работаешь?
— На каком этапе находишься?
— Прочитайте пословицу в прописи и впишите буквы: Без к.рня . п.л.нь не р.стёт. Как вы её понимаете? (Каждому растению нужен корень)
— У каждого растения есть свои части, назовите их, образовывая множественное число, если услышите [ы] хлопните.
Корень-корни
Ствол-стволы
Лист-листья
Плод-плоды
Тычинка-тычинки
Цветок-цветы
Показ цветов на иллюстрациях. Будем составлять букет. Если в словосочетаниях есть звук [ы], то берём в букет цветок- встаньте, если нет, то не берём, сидите. Красный георгин, белый ландыш, синий колокольчик, разноцветные анютины глазки, голубые незабудки, жёлтый тюльпан, чёрная роза, бордовый пион.
Интересный у нас получился букет.
На доске 2 столбика слов. Хором читаем
Полынь листья
Пырей плоды
Ландыш листья
Пустырник листья, цветки
Боярышник корень
— Что объединяет 1 столбик ([ы], лекарств. растения)
— 2 столбик (часть растения, которая используется для приготовления лекарства)
— Но слова 2 столбика перепутаны.
— Сформулируйте задание (Соединить слова и часть для лечебных целей)
— Вам поможет буква, с которой начинается часть.
Полынь — л...
Пырей — к...
Ландыш — л... ц...
Пустырник — л...
Боярышник — п...
— Вместе составим текст о лекарственных растениях, чётко выделяя его основные части.
Начало текста
Многие растения приносят пользу человеку.
Основная часть
У одних растений используется ... у других ..., у третьих ...
Концовка
Разнообразен мир растений
Возвращаемся к цели.
— С каким новым звуком и буквой мы познакомились ...
— Научились отличать...
— Научились читать...
Дифференцированное. Выбирайте сами: на зелёных листах сложное задание
Р — пропись с 20, 21
Л — выучить наизусть любое стихотворение о растениях
На жёлтых листах — простое
Р — пропись с 20, 21
Каждый ученик берёт свой лист с домашним заданием.