ГУ Чкаловская средняя школа № 1
Тайыншинского района
2 класс
Цели: обобщить и систематизировать изученный в разделе материал, раскрыть красоту родной природы через систему художественных образов и описаний, подчёркивая необходимость бережного и любовного отношения к природе, воспитание интереса к чтению.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, мультимедийный проектор, репродукции картин о весне (А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март»), выставка книг, запись с произведением
— Сегодня мы завершаем изучение раздела «Гонимы вешними лучами»
Учитель читает стихотворение
— Какую картину вы представляете себе, слушая это стихотворение?
— О каком времени года идёт речь?
— Здесь нет слова ВЕСНА. Каким образным выражением заменил Пушкин это слово?
— Итак, сегодняшний урок мы посвятим весне.
а) Проверка домашнего задания.
— Какое задание было у вас дома?
(Проиллюстрировать понравившееся стихотворение о весне и выписать соответствующие строчки)
На доске вывешены детские работы, ученики комментируют свои рисунки.
— За что вы любите весну?
— Есть ли у вас любимые стихи о весне? Прочтите их.
(Ученики читают наизусть любимые стихи о весне и объясняют, чем они им понравились)
Стихи, подготовленные к уроку:
Пушкин «Гонимы вешними лучами», Майков «Весна», Жуковский «Жаворонок», Суриков «Весна» (на стенде оформлена выставка книг).
Выполняется задание из учебника.
— Даны слова ДОЖДЬ, солнце, гроза, сосулька, метель, тучи, листопад, цветы.
Выберите слова, относящиеся к теме «Весна», и в каждой группе составьте небольшой рассказ.(5–7 минут)
Один из текстов, составленный учениками.
Наступила весна. Солнце днём стало пригревать. Появились сосульки. Зима никак не хочет уходить и иногда присылает метели. Но это для весны привычное дело. Она смело борется с зимой и побеждает её. Уже скоро появятся первые цветы.
На экран выводится задание
Слайд 1.
Даны отрывки из стихотворений. Узнайте авторов этих отрывков. Ответы запишите в тетрадь.
а) А.Плещеев, б) Ф.Тютчев, в) А.Блок, г) С.Маршак
Слайд 2.
Разделите эти произведения на две группы, дайте общее название каждой группе.
«Лиса и тетерев», «Весенние воды», «Сельская песенка», «Лиса и журавль», «На лугу», «Каша из топора».
Слайд 3.
Проверьте себя.
Слайд 5. 1) А, 2) В, 3) А, 4) Б, 5) А.
Слайд 4. Сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора»
Стихи о весне «Весенние воды», «Сельская песенка», «На лугу».
— Не только поэты посвящали весне свои стихи, но и художники на своих полотнах изображали это прекрасное время года.
Слайд 5.
На экране репродукции картин о весне.
— Рассмотрите репродукции картин, назовите их авторов.
— Что изобразил каждый художник на своём полотне?
— Скажите, какие приметы весны вы наблюдаете, когда идёте в школу и домой?
— Весне посвящали свои произведения многие композиторы. Так, Чайковский написал цикл «Времена года». Предлагаю послушать музыку, написанную о марте.
— Какие картины возникли в вашем воображении?
— Что понравилось вам больше всего на уроке?
— Какое задание оказалось для вас самым трудным?
Оцените свою работу на уроке.