Онисенко Елена Алексеевна, |
Цели:
Задачи:
Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительные структурные элементы: постановка игровой задачи, характеристика структурных компонентов игры, оценка результатов игры.
Обеспечение урока:
Оборудование: ноутбук, проектор, два текста в конвертах с разными ситуациями, памятки для каждого ученика.
Учитель. Этот урок мы начнём такой ситуацией. Но может
(Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены. Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю)
Учитель. Как правильно поступить?
Ученики. Васе надо было извиниться и сразу поднять куртку товарища.
Ученики. Пете нужно было простить Васю и не набрасываться с кулаками.
Учитель. Молодцы. А как вы думаете, почему произошло это недоразумение?
Ученики. Мальчики не знали или забыли, как надо себя вести.
Учитель. Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке мы поговорим?
Ученики. О правилах поведения.
Учитель. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Почему?
Ученики. Иногда
Учитель. Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?
Учитель. Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
(Дети вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает: «Давайте не будем называть имена нарушителей. Я уверена, что скоро эти дети научатся себя вести»)
Учитель. Итак, звенит звонок на урок. О своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.
(Читает ученица)
Ученица.
Учитель. Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.
Ученик. Если учитель задает вопрос и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.
Ученик. Руку надо поднимать, когда хочешь спросить у учителя.
Учитель. А какие правила советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак?
Ученик 1. Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
Ученик 2. Парта — это не кровать и на ней нельзя лежать.
Ученик 3. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Ученик 4.
Ученик 5. На уроках не болтай, как говорящий попугай.
Ученик 6. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
Учитель. После второго урока мы отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?
Ученики. В школьную столовую.
Учитель. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду? А сейчас послушаем наших ребят.
Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
Ученик 4.
Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей)
Ученик. Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.
Ученик. Есть надо всегда аккуратно.
Ученик. Надо бережно относиться к хлебу.
Ученик. За собой всегда убирать посуду.
Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.
Учитель. А теперь давайте разберём такую ситуацию. Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
— Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
(Обсуждение ситуации)
Учитель. После завтрака надо немного отдохнуть.
Учитель. Я в одной школе на перемене и видела такую картину.
Перемена
Учитель. Какие ошибки в поведении допустил Вова?
(Дети перечисляют)
Учитель.
Учитель. Какое правило нужно помнить ученикам?
Ученик. Готовить к уроку учебники, тетради и учебные принадлежности надо на перемене.
Учитель. Откройте учебник на странице 14. Задание прочитает… (хорошо читающий ученик).
Ученик. Рассмотри рисунки. Какие правила поведения не знают эти дети?
Учитель. Ребята, а вы знаете волшебные слова? И умеете их использовать? Сейчас проверим. В откройте рабочую тетрадь на странице 48. Задание прочитает… (хорошо читающий ученик).
Ученик. Какими словами ты будешь приветствовать знакомого взрослого человека: «добрый день», «привет», «как живёте», «здравствуйте», «
Учитель. Самостоятельно подчеркните те вежливые слов, которые можно сказать для приветствия знакомого взрослого человека.
Учитель. Давайте проверим. Какие слова выбрали… (называются фамилии учеников).
Учитель. Следующее задание читает…(хорошо читающий ученик).
Ученик. Какие слова ты используешь для извинения: «прошу меня извинить», «простите», «пожалуйста», «постараюсь больше так не делать», «причём тут я», сами виноваты», «почему мне нужно извиняться».
Учитель. Давайте проверим. Какие слова выбрали… (называются фамилии учеников).
Учитель. Оцените, как вы выполнили задание. Закрасьте только один цветок.
Учитель. А сейчас мы заглянем на урок в «Школу маленьких волшебников».
(Дети разыгрывают ситуации: Мальчики приветствуют друг друга. Один благодарит другого за услугу)
Учитель. Я уверена, что каждый может быть волшебником, если будет говорить волшебные слова.
(Если останется время на уроке, можно поговорить о правилах поведения в школьном дворе. Школьный двор — это лицо школы. Чтобы он был красивым, на участке школьники высаживают цветы и сами ухаживают за ними. Следует беречь зеленые насаждения)
Учитель. А теперь давайте подведём итог нашему уроку. Мы поиграем в игру «Знаешь ли ты правила?»
1. Дидактическая цель игры:
2. Материал: карточки с написанными на них правилами (в виде билетов).
3. Игровое правило. За каждый верный ответ команда получает балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
4. Игровое действие. Все играющие делятся на две команды. Представители команд по- очереди выходят к столу, вытаскивают карточку и читают для своей команды правило поведения. Дети внимательно слушают (при необходимости обсуждают 5–10 сек.) и представитель команды отвечает.
(Ответы детей)
Учитель. А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их.