Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Алфавит. Большая буква в именах собственных»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Р. К. Мусина
Хлеборобовская НСШ
Район М.Жумабаева

2 класс

Цели:

  1. формировать навык правописания большой буквы в именах собственных, решить орфографическую задачу — зачем нужно знать алфавит;
  2. учить пользоваться словарем, расширение кругозора и развитие связной устной речи учащихся;
  3. развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
  4. воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
  5. добиваться успешности учащихся в овладении речью путем логопедической зарядки.

Методы и приемы, используемые на уроке: деятельностный подход; групповая форма работы; логопедическая зарядка.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 2 класса (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.Е.)
  • карточки для словарной работы;
  • несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

(Дети садятся по группам).

— Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам — научи другого)

2. Чистописание

— Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

3. Самооценка

Под самым красивым соединением букв поставьте точку.

4. Словарная работа

— Прочитайте слова (карточки со словами на доске).

Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.

— Какое слово лишнее? Почему? (алфавит — не гражданская тематика, граждане — множественное число и одушевленное существительное…)

— На какие две группы можно разделить слова? Докажите.

(Имена собственные и нарицательные).

По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек (+, -, ?).

5. Формулирование темы и цели урока

— Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.
(Большая буква в словах).

— Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
(Научиться писать большую букву в словах)

— Отгадайте загадку:

    На странице букваря
    33 богатыря.
    Мудрецов — богатырей
    Знает каждый грамотей.

— Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока — повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.

6. Закрепление знания алфавита

Ученики хором и индивидуально повторяют алфавит.

— Расставьте слова в алфавитном порядке.
(Алфавит, граждане, Москва, Отечество, Россия, человек).

— Запишите эти слова по памяти.

7. Самопроверка

— Кто написал все шесть слов? Поставьте себе «5».

8. Повторение изученного об алфавите

Выставка словарей (несколько видов)

Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале — фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия — по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий). Как вы считаете, удобно ли это? Почему?

Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), орфографические, диалектных слов и др.)
Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!

— Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.

9. Физминутка

(Дети становятся в круг)

    Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.
    Мы подуем далеко: с-с-с.
    Мы подуем близко: з-з-з.
    Мы подуем высоко: с-с-с
    Мы подуем низко: з-з-з

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

10. Беседа о словах и именах

— Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).

— Откуда пришли ваши имена?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена.

Очень легко понять, что они значат. Владимир — владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?

Имена учеников и их значения

    Юлия (лат.) — кудрявая
    Татьяна (греч.) — учредительниц
    Ксения (греч.) — гостеприимство
    Василий (греч.) — царственный
    Олег (скандинавский) — святой
    Сергей (лат.) — высокий высокочтимый
    Айдар (баш.) — радостный, счастливый
    Аяз (баш.) — чистый, прозрачный, ясный
    Искандар (баш) — смелый, бесстрашный
    Шамиль (башк.) — содержательный
    Резеда (баш.) — от названия цветка
    Эльвира (баш.) — светловолосая, румяная, янтарная

11. Работа в группах динамическая пауза

Группы получают задание: встать в алфавитном порядке по именам.
Проверка. Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.

12. Самостоятельная работа учащихся

1. Упражнение 148, страница 93
— Как пишутся имена людей?
Вывод: Имена людей — это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.

Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.
— Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).
— В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)

13. Загадки нашего языка

1. Напишите имена:

  • имеющие двойную согласную (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна…)
  • принадлежащие и девочкам, и мальчикам (Женя, Саша, Валя, Сима…)
  • образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза)

2. Кто такие тезки? (Люди, которые носят одинаковые имена).

— Есть ли тезка у тебя в классе?

14. Итог урока

— Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?

— Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?

15. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности

— Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

— Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

    1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
    2) разобрались с темой урока;
    3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами — плохо, слабо;
Просто стоят — хорошо;
Стоят, руки вверх — отлично).

16. Домашнее задание (на выбор)

1) Сочинить историю о возникновении своего имени.

2) Упражнение 149 страница 94 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).

Литература

  1. Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 2 класс (1–4). Методические рекомендации для учителя. // Серия «Свободный ум». — М: «Баласс», 2002.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса. — М: «Баласс», 2004.
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1–4 классы). — (1–4 классы). — М.: ВАКО, 2005.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год. — М.: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2005.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: