Разноуровневые и тестовые задания как средство реализации принципов развивающего обучения
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal
- Viber
- Skype
- Telegram
Лахтина Тамара Леонтьевна Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям |
![]() |
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.О. Бальзак
Реформирование системы образования предполагает разработку научно обоснованных подходов ее модернизации и действующих механизмов внедрения.
Еще Аристотель отмечал, что успешность любой деятельности зависит от двух условий: правильного определения конечной цели и выбора необходимых средств ее достижения. Исследования Б. Блума, Дж. Дьюи,
Традиционно в образовании соединяются обучение, воспитание и развитие. Современное образование ориентировано, прежде всего, на развивающую функцию обучения. В
- Отказ от «знаниецентрического» подхода, приоритет СУД (способов умственных действий) над ЗУН (знаниями, умениями, навыками) при определении основных целей образования.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Переход от внешней мотивации учения к внутренней
нравственно-волевой регуляции.
Однако отказ от «знаниецентрического» подхода не должен ставить под сомнение необходимость и ценность знаний как таковых. Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира. В соответствии с известными классификациями ЗУН, по локализации выделяются общественные и индивидуальные знания; по психологическому уровню —
Содержание обучения в основной школе сгруппировано по восьми образовательным областям, которые отражают разные аспекты взаимодействия человека с самим собой, другими людьми, обществом в целом, природой
По
В системе развивающего обучения
Приведенные выше таксономии целей и концепция развивающего обучения являются взаимосвязанными аспектами теоретического обоснования уровневой дифференциации обучения. В соответствии с теорией развивающего обучения
Три типа ориентировки выделяется и в теории поэтапного формирования умственных действий
В современном Казахстане широкое распространение получила педагогическая технология трехмерной методической системы, разрабатываемая
Типичным заблуждением педагогов является отожествление уровней планируемых результатов обучения и индивидуальных траекторий движения участников к этим результатам. Планируемые уровни представляют собой стандарты, задаваемые до начала процесса. Слишком большое количество уровней нетехнологично. Практика показала, что оптимальное число уровней —
Педагогический контроль является значимым компонентом любой технологии обучения. Главным недостатком существующей системы педагогического контроля является отсутствие четких критериев оценки, ее субъективизм. Возможность использовать статистические подходы к оценке эффективности образовательной среды, объективно судить о результатах педагогической деятельности появилась с внедрением в образовательный процесс педагогических тестов. По вопросу тестов и тестирования (в том числе ЕНТ) существуют различные мнения. Главными аргументами противников данной формы контроля знаний является способность тестовых заданий проверять только низкий уровень усвоения материала и невозможность посредством данных заданий реализовывать развивающие цели и задачи. При этом не учитываются потенциальные возможности развития системы тестирования. Профессиональным тестологам известны разные формы и уровни тестов. Например, тесты на соответствие и установление правильной последовательности позволяют реализовывать цели обучения на уровне понимания, применения, систематизации; тесты открытой формы дают учащимся возможность анализировать, синтезировать и критически оценивать информацию. Тесты и тестовые задания при грамотном использовании выполняют функции обучения, развития, систематизации и контроля знаний, в том числе самообразования и самоконтроля. Тестовая форма органично совмещается с логикой уровневого подхода к составлению заданий. Известный тестолог
Педагогический процесс состоит из двух последовательных этапов (фаз): внешнего и внутреннего. Внешний этап представляет собственно педагогическое воздействие. Внутренний этап процесса — это психическая деятельность ребенка как субъекта учения и социализации; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение внешних воздействий, превращение их в качества личности. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что на обучаемого оказывает влияние не только и не столько то, что сказал учитель, а весь комплекс внутренних (прежний опыт, эмоциональное состояние, уровень мотивации, индивидуальные характеристики обучаемого
«Развитие — появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов» [2, С. 69]. Психологические исследования позволили сделать вывод о том, что процессы сознания и подсознания в мозге обучаемого протекают одновременно. В ходе обучения мы получаем гораздо больше информации, чем нам кажется. Более того, закон парадоксальных интенций
Кроме выше перечисленных достоинств, разноуровневые и тестовые задания содержат скрытые реальные и потенциальные возможности, для анализа, оценки и формулировки которых еще предстоит выработать критерии, инструментарий, что в последующем может стать предметом новых перспективных педагогических исследований.
Таблица 1. Таксономия когнитивных целей
Основные категории
|
Примеры обобщенных типов учебных целей
|
1. Знание К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия |
Ученик знает (запоминает и воспроизводит) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы. |
2. Понимание Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например, из словесной — в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений. |
Ученик
|
3. Применение Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях. |
Ученик
|
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. |
Ученик
|
5.Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты: синтез идеи (поиск решения проблемы); синтез процедуры (разработка плана последовательности операций по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация). |
Ученик
|
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться на четких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели), Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем. |
Ученик
|
Литература
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005. 320 с.
- Селевко Г.К. Образовательные технологии. М., 2005. 192 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Собрание сочинений, М., Педагогика, 1984
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192 с.
- Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У., Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. Алматы, «Жазушы», 2005. 136 с.
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, «Эксперимент», 1999. 137 с.
- 19316 просмотров