9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках изобразительного исскуства

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Караданова Зухра Жусуповна, учитель ИЗО черчения и технологии 1 категории. КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2» с. Саумалколь, Айыртауский район, СКО

Караданова Зухра Жусуповна

Государственная программа развития образования РК до 2020 г. ставит одной их своих целей — овладение учащимися основами компьютерных технологий. Расширение мировоззренческого кругозора, формирование информационных, коммуникативных компетенций, компетенций самоменеджмента на основе информационных технологий — вот главное в работе каждого преподавателя. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, но и уметь самостоятельно добывать, анализировать, эффективно использовать их для максимальной самореализации.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии, то есть использование компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Современную казахстанскую школу уже невозможно представить без процесса информатизации образования и применения информационно-коммуникационных технологий. При обдуманном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными, полезными и для ученика, и для учителя.

Информационная технология — это совокупность методов и технических сбора средств, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая их возможности по управлению техническими социальными процессами.

Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т. е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Цель и задачи:

Цель: выявить возможности применения компьютера на уроках ИЗО и подготовить квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.

Квалификация пользователя определяется:

• культурой общения с компьютером, его использования как мощного информационного инструмента не только для работы, но и для общения;
• творческим подходом к разработке информационных изделий;
• широтой теоретического и практического кругозора;
• уровнем развития языковых навыков.

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

• обучающие: научить ребят осмысленным действиям, направленным на решение с помощью ком¬пьютера конкретных информационных, документальных, художественных и других задач; обучить детей практическим навыкам пользовательской работы на компьютере; обеспечить теоретическую базу, необходимую для осмысления выполняемых действий;
• воспитательные: сформировать у ребенка культуру общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога; стимулировать стремление к здоровому образу жизни;
• развивающие: сформировать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений: стиму¬лировать творческий подход к решению поставленных задач; развить умение и стремление к объек¬тивной самооценке.

Я считаю, что применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

В процессе педагогического опыта, я пришла к заключению использование ИКТ в структуре урока ИЗО повышает интерес к предмету и соответствует возрастной группе, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления учащихся.

Изучив и обобщив опыт учителей, применяющих ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что при их применении происходит:

• Формирование новых компетенций, нравственных и эстетических ценностей;
• Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни;
• Развитие творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
• Обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

Использование презентаций открывает широкие возможности для творческого преподавания ИЗО, обеспечивает политехнический принцип обучения, а так же дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Изменяется структура урока, позволяющая формировать свободолюбивую творческую личность, создаётся положительная мотивация для самообразования.

ИКТ имеет следующие преимущества:

1. Позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;
2. Даёт возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;
3. Расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);
4. Сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя её, разнообразить виды заданий;
5. Работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;
6. Даёт возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т. д.);
7. Компактность накопления и хранения информации;
8. Мобильность;
9. Демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т. д.);
10. Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
11. Быстрая обработка результатов;
12. Способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счёт разнообразия форм работы;
13. Самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;
14. ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные способности учащихся.

За урок учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его.

В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учёными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Цель такой презентации — донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Например, применяя мультимедийные презентации, могу использовать для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе. Они могут использоваться на всех типах уроков.

При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, так как излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

В настоящее время трудно представить преподавание ИЗО без использования компьютера. Последние пять лет я активно внедряю в учебный процесс компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках ИЗО не подлежит сомнению.

С помощью мультимедийной презентации я провожу тестирования учащихся. Кроме того, неограниченны возможности презентаций в воспитательной деятельности, например на классных часах и т. д.

На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником любого учителя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, и нам учителям, остаётся только дополнить его в случае необходимости, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

Удобно использовать мультимедийный проектор при работе с рисунками, так как такой вид деятельности вызывает затруднения у ребят. Ученикам очень нравится разгадывать кроссворды, особенно на компьютере.

Широкое использование компьютеров на своих уроках даёт мне возможность сделать следующие выводы.

1. У детей сразу повысился интерес к моим урокам. Использование компьютеров при создании презентаций заинтересовывает ребят, они с удовольствием берутся за эту работу.
2. Знания учащихся стали глубже и системнее.
3. Учащиеся стали правильнее говорить и лучше давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
4. Использование тестов на уроке дисциплинирует учеников, они тщательно готовятся к урокам.

Заключение.

Мои ученики уже не представляют уроки ИЗО без компьютера, презентаций, тестирования и интересных фильмов.

Если использовать компьютер как коммуникативное средство при обучении ИЗО, то профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса.

Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня является книга, тетрадь и карандаш. Использование ИКТ создает мотивацию самообразования педагога. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

Появляются новые компетенции, приобретаются новые ценности, как термальные, так и инструментальные. Функционально изменяется роль учителя, из рассказчика он превращается в консультанта, помощника и эксперта.

Учитель находится в состоянии постоянного педагогического поиска.

Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:

• Повышает интерес учащихся к предмету;
• Формирует положительную мотивацию учебной деятельности;
• Осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
• Оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения;
• Создает надёжную систему мониторинга усвоения знаний;
• Осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика;
• Повышает педагогическую квалификацию;
• Позволяет использовать учителю современные педагогические технологии;
• Учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Литература

1. Госстандарт среднего общего образования РК. — Астана 2010 г.
2. Закон «Об образовании РК»
3. Концепция развития образования в РК до 2015 г.
4. Государственная программа развития образования в РК до 2020 г.
5. Кулагин П. Г. «Межпредметные связи в процессе обучения». М. Просвещение 1981 г.
6. Кулько В. А. «Формирование у учащихся умение учиться». М., Просвещение 1986 г.
7. Информатика: Учебник/под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 768 с.
8. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999.
9. Денисов А., Вихарев И., Белов А.. Самоучитель Интернет. — Спб: Питер, 2001. — 461 с.
10. Основы современных компьютерных технологий. Ред. Хомченко А. Д.
11. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. — М.: АБВ, 1997. — 656 с.
12. Емелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы.- режим доступа: /httpss://festival.1september/ru/articles/313034