Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Особенности формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жеребило Марина Адамовна — воспитатель II квалификационная категория, ГККП «Ясли-сад „Малыш“» г. Петропавловск

Вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем системы непрерывного образования, поэтому на этой ступени необходимо создать самую благоприятную среду для формирования и развития личности ребенка. Ребенок, выпускаясь из дошкольного учреждения, должен безболезненно и смело перейти на следующий уровень обучения — начальное образование.

В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения целью образовательной области «Познание» является формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем. Это обуславливает необходимость ознакомления детей с логикой счетной деятельности, имеющей большое значение для целостного, в том числе когнитивного развития ребенка. А возможности овладения инструментарием мыслительной деятельности обеспечивают ее становление уже в дошкольном возрасте.

Старший дошкольник отличается активностью в по¬знании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают скла¬дываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, соста¬ве, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, — уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.

Анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы выявил противоречие между теоретической разработанностью вопроса формирования счетной деятельности у старших дошкольников посредством специальных заданий, упражнений и игр и существующей реализацией данной деятельности в процессе работы ДО.

Существующее противоречие подтверждает проблему, заключающуюся в поиске эффективных путей формирования счетной деятельности у детей 5-6 лет.

Многие ученые в своих исследованиях доказали, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается работой различных анализаторных систем, представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Некоторые теоретики и практики придерживаются мнения, что счет является средством не только умственного развития детей, но и всестороннего.

Целью исследования явилось изучение возможности формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных заданий, игр и упражнений.

В результате анализа методической литературы были отобраны специальные задания упражнения и игры, направленные на формирование счетной деятельности у детей 5-6 лет. Обучение счету происходит на основе сравнения 2х групп предметов по количеству. Работа ведется поэтапно. На первом этапе обучения счету детей 5-6 лет воспитатель использует такое упражнение: предлагает вниманию детей 2 группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки).Воспитатель сам ведет процесс счета, производит манипуляции с данными множествами, а дети повторяют за ним итоговое число, отвечают на вопросы.

На втором этапе воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Используются упражнения, в которых необходимо опираться на сравнение 2х множеств по количеству, а также упражнения на образование числа путем увеличения и уменьшения множества на единицу.

С помощью проблемной ситуации детям показывается отличие процесса счета от процесса отсчитывания.

Виды упражнений по отсчитыванию:

  •  Отсчитывание по образцу (столько-сколько); сначала образец дается в непосредственной близости, а затем на расстоянии;
  •  Отсчитывание по названному числу (или показанной цифре);

Воспитатель может придумать сам множество игр с различным оборудованием, связанных с сюжетом занятия. Например, дидактическая игра «Рыбалка». Ребенок берет ведерко с цифрой и, отсчитывая определенное количество рыбок, кладет их в ведерко. Затем идет взаимопроверка, дети проверяют друг друга, исправляют допущенные ошибки.

Отсчитывание по показанной цифре через дидактическую игру «Рыбалка»

Рисунок 1. Отсчитывание по показанной цифре через дидактическую игру «Рыбалка»

— Детям старшего возраста предлагается запомнить 2 смежных числа и отсчитать 2 группы предметов (из корзины отсчитать 2 яблока и 3 груши); обращается внимание на то, чтобы дети запомнили какое количество предметов надо отсчитать (просим детей повторить названные числа).

Также детей 5-6 лет учат порядковому счету, используя подготовительные упражнения в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т. е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве. Затем знакомство с порядковым счетом проводится в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»). Детям показывается, в каких случаях используются количественные, а в каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «Какой по счету?». Следим, какие числительные используют дети. Поясняем, в каком случае, какие числительные надо произносить. Виды упражнений:

  •  определить номер указанного предмета;
  •  назвать предмет по указанному номеру.

Оборудование к проведению упражнений «Определи номер указанной игрушки», «Назови предмет по указанному номеру», «Что изменилось?»

Рисунок 2. Оборудование к проведению упражнений «Определи номер указанной игрушки», «Назови предмет по указанному номеру», «Что изменилось?»

Целесообразно проведение игры «Что изменилось?». В ходе игры выясняется, на каком месте расположена игрушка. Дается команда «Глазки спят». Затем воспитатель меняет место расположения игрушки. После слов «глазки открыли» предлагается тем, кто заметил изменения, поднять руку и ответить: какой по порядку эта игрушка стояла раньше, а какой стоит сейчас.

Развитие счетной деятельности у дошкольников осуществляется с опорой на разные анализаторы. Дети считают звуки, движения, предметы наощупь.

Виды упражнений: счет звуков; счет движений; счет предметов на ощупь.

Варианты упражнений:

  •  Выполнение по образцу (столько — сколько): хлопни столько раз, сколько я.
  •  Сосчитывание количества звуков (движений, предметов на ощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр.
  •  Выполнение задания по названному числу или показанной цифре.
  •  Смешанные упражнения (например, присесть столько раз, сколько услышал звуков).

Усложнения:

  •  Выполнить движений на 1 больше или меньше.
  •  Посчитать сколько всего звуков и сколько звуков воспроизведено на каком инструменте.

Для определения уровня сформированности счетной деятельности у старших дошкольников существуют диагностические методики — специальные игровые упражнения и задания, соответствующие задачам исследования. В роли диагностики знаний о счете может выступать игра. Например, сюжетно-дидактическая игра «Цирк», которая имеет множество вариантов. Воспитатель проводит диагностику индивидуально с каждым ребенком.

Обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Необходимо постоянно использовать и создавать различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета.

Использование игр дает возможность преобразовывать равенство в неравенство и наоборот — неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Разложи правильно», «Найди свою пару», «Составь число», «Сделай поровну», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научатся свободно оперировать числами в пределах десяти и сопровождать словами свои действия.

Такие дидактические игры как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало?» и другие можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай, не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.

Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по нашей теме, мы пришли к выводу, что формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста нужно осуществлять с помощью специальных упражнений, заданий и игр, так как это способствует повышению уровня сформированности навыков счета у дошкольников. В игровых условиях у детей наиболее полно обнаруживается уровень овладения математическими знаниями и умение оперировать числами.

Процесс целенаправленного использования игровых заданий и упражнений в различных видах деятельности по формированию навыков счета у старших дошкольников способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а также накоплению навыков и опыта для обучения в школе.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан — лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. — 2014. — 1 февраля.
2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
3. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». — Астана, 2009. — 99 с.
4. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974. − 368 с.
5. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. − 392 с.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
7. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду — М: Академия, 200 — 272 с.
8. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М.: Просвещение, 1981 — 159 с.
9. Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. Учпедгиз, 1963, — 192 с.
10. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М.:Просвещение, 1984.—256 c.
11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992. — 192 с.
12. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980. — 64 с.
13. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 110 с.
14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985. — 175 с.