IV международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Объективная оценка практических умений учащихся

III международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати

Баев Сергей Иванович, учитель сельхоз. труда, «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями» с. Ломоносовка, район им. Г. Мусрепова СКО

Баев Сергей Иванович

Одна из важнейших задач Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» — «... усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людям, которых немало, — наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства...». Я считаю главной задачей нашей школы — дать учащимся глубокие и прочные знания законов природы и общества, воспитать стремление к активной трудовой деятельности на пользу страны, подготовить к сознательному выбору профессии. На решение этой задачи направлено и обучение наших учащихся сельскохозяйственному труду. В процессе этого обучения необходимо развить интерес учащихся к сельскому хозяйству, воспитать глубокое уважение к труженикам тыла, вызвать искреннее желание овладеть профессией хлебороба, животновода и необходимыми для этих профессий знаниями, умениями и навыками.

Успешное осуществление ее требует и более обоснованной и гибкой системы оценки сформированности практических умений учащихся, которая давала бы возможность не только констатировать факты пробелов в формировании навыков и умений, проводить их классификацию, но и устанавливать причины, обусловившие их, намечать пути устранения недостатков.

Как показывает анализ многочисленный заданий, которые предлагают учителя по трудовому обучению, выполнение их требует от учащихся в основном вербальных действий, что недостаточно точно отражает цели подготовки к труду. Оценка деятельности учителя по уровню сформированности у учащихся практических умений, на мой взгляд, более соответствует задачам трудового обучения.

В качестве примера оценки практических умений привожу выполнение программы «Сельскохозяйственный труд». (тема «Весенний уход за молодым, плодоносящим садом»).

На основе анализа соответствующей литературы, опыта работы учителей-предметников определяется минимум умений, которые должны быть сформированы у учащихся при прохождении указанного раздела программы. Вот их перечень:

1. Выделять вегетативные органы у растений.
2. Различать видоизменения корня, стебля, листьев.
3. Отличать скелетные и обрастающие корни, ветви плодовых деревьев.
4. Выделять штамб и центральный проводник у плодовых деревьев.
5. Различать ростовые и плодоносные побеги.
6. Размножать растения черенками, отводками, корневыми отпрысками, усами, прививками.
7. Производить весеннее закрытие влаги.
8. Разделывать почву граблями.
9. Формировать штамбовую крону.
10. Производить побелку стволов от весенних ожогов.
11. Подготавливать ямы для посадки деревьев.
12. Производить посадку деревьев.
13. Производить подкормку плодово-ягодных культур минеральными удобрениями.
14. Пользоваться ножом, секатором, садовой пилой и ножницами.

Чтобы выявить уровень сформированности у учащихся перечисленных умений, необходимо выделить репродуктивные и продуктивные действия.

Репродуктивные действия включают два уровня:

I уровень — осмысленное узнавание изученного материала в готовом виде при его предъявлении учителем, решение на этой основе типовых задач.

II уровень — самостоятельное применение отработанных ранее умений в стандартных ситуациях.

III уровень — осмысленное применение умений в нестандартных ситуаций, которые требуют от учащихся самостоятельного поиска решений на основе перестройки или синтеза ранее заложенных умений.

IV уровень — творческие умения, предполагающие оригинальные способы решения задач в нестандартной ситуации с привлечением ранее изученного материала, а также дополнительных источников.

Четыре представленных уровня развития умений положены в основу текстовых заданий, результаты которых показывают эффективность познавательной, практической деятельностью учащихся.

Так, например, для определения уровней сформированности умений репродуктивного характера предлагаю ученикам следующие задания:

I уровень. Предлагается перечень органов растений и их видоизменений: а) корень; б) усы; в) стебель; г) корневище; д) луковица; е) лист; ж) клубень.

Необходимо выбрать и указать:

1. Какими буквами обозначены соответственно вегетативные органы растений? Ответ: а, в, е (В тесте 3 операции).
2. Какие из перечисленных органов являются видоизмененными: а) подземными побегами? Ответ: г, д, ж; б) наземными побегами? Ответ: б (В тесте 4 операции).
3. Чем представлены у растений основные органы питания: Ответ: а, е. Какая часть растения связывает их между собой? Ответ: в (В тесте 3 операции).
4. Как называют шнуровидные побеги земляники? Ответ: б (В тесте 1 операция).

Всего в этом наборе тестов 11 операций.

II уровень.

1. Из подготовленных черенков выберите четыре годных для размножения и произведите их посадку. Ответ: черенок должен иметь 4 почки; верхний срез располагается на 5-7 мм выше почки, нижний — косой, длина черенка 18-20 см. Посадка черенка производится под углом. (Всего в тесте 5 операций).
2. Из предложенного материала (обрезки веток яблони) отберите ростовые и плодоносящие ветви. Назовите их. У какого плодового образования можно определить его точный возраст? Ответ: 1. Копьеца- 15 см. 2. Плодовые прутки — свыше 15 см. 3. У кольчаток рубчики в виде колец, оставшиеся от почечных чешуй и листьев, указывают возраст. (Всего в тесте 6 операций).

Для определения уровней умений продуктивного характера предлагаю следующие задания:

III уровень.

В период цветения яблони ученики подсчитали примерный урожай, но при уборке получили лишь 20% от ожидаемого количества. На следующий год дерево почти не плодоносило, хотя климатические условия на протяжении двух лет были благоприятными, подкормка удобрениями производилась регулярно и по всем правилам. Каковы возможные причины этих явлений?

Ответ: у дерева наблюдался период полного плодоношения. Образовалось максимальное количество цветочных почек, которые не получили достаточного количества питательных веществ и осыпались. Необходимо было в период полного плодоношения произвести обрезку дерева. (Всего в тексте 4 операции).

IV уровень.

Ученики пробовали размножать лесную красную смородину на пришкольном учебно-опытном участке с целью изучения и получения на ее основе новых сортов. Но пересаженная из леса смородина не прижилась. Высаженные в почву семена смородины проросли, но всходы вскоре погибли. Объясните возможные этому причины и предположите на их основе схему акклиматизации смородины. Какие опыты вы можете предложить для получения на ее основе нового сорта? При ответе на этот тест учащиеся должны основываться на элементарных экологических факторах, которые освещаются в курсе естествознания, а также использовать дополнительный материал.

Таким образом, апробируя тесты различных уровней, мы получим соответственно К1, К2, К3, К4. Если коэффициенты уровней усвоения учащимися учебного материала не ниже 0,7 , то процесс обучения в целом можно считать эффективным.

Обрабатывая результаты тестов, можно установить, какие вопросы недостаточно отработаны учащимися в учебно-практической деятельности, провести классификацию пробелов в умениях, установить причинно-следственные связи в их возникновении.

Можно сделать следующие выводы:
— от уровня сформированности трудовых умений зависит рациональная организация труда учащихся, качество выполненной ими работы, самостоятельный выбор орудий труда и пооперационное планирование трудовых действий;
— доказательный, обоснованный анализ причин недостаточно высокого качества обучения дает возможность наметить пути и средства устранения недостатков в формировании умений и навыков у учащихся, способствует разработке учителем дифференцированного подхода в их обучении.

Литература.

1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
2. Беспалько В.П. «Основы теории педагогических систем» ВГУ.
3. Блинов Л.В. «Школа и производство».

Категория: