Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Мир звуков и слов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Алимбетова Лаззат Абилаевна, логопед, школа-гимназия № 1 им А. С. Пушкина, ЮКО г. Шымкент

Алимбетова Лаззат Абилаевна

Нарушения речи — достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени функциональные (дислалия). Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими и влекут за собой изменения личности в цепи развития «ребёнок — подросток — взрослый» т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах.

Многолетняя практика логопедической работы показала, что добиться результата можно, использовав комплексно-игровой метод организации фронтальных и индивидуальных занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Организационно-сюжетная основа фронтальных знаний может быть беспредельно разнообразной. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

а) сказочных сюжетов;
б) элементов фольклора;
в) воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
г) литературных персонажей;
д) известных и придуманных игр;
ж) элементов сюжетно-дидактической игры;
з) сюжетных и пейзажных картин;
к) специально изготовленных пособий — рисунков, коллажей, мозаик, панно.
л) настольно — печатных игр;
м) сюжетов и героев мультфильмов.

Задачи и варианты организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

  1. Первый этап — организационный.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
  4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
  5. Произношение звуков в словах.
  6. Физминутка.
  7. Работа над предложением.
  8. Произношение звука в связной речи.
  9. Обучение элементам грамоты.
  10. Итог занятия.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Но главное, о чём необходимо помнить — занятие от начала до конца должно быть добрым!

Конспект занятия по теме «Звуки Р, р'»

Поездка в Простоквашино

Материал. Изображения героев сказки Э.Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, верёвка, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужьё.

Ход занятия

1. Оргмомент

Психогимнастика.

— Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

2. Введение в тему занятия

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.

— Алло, это детский сад «Колокольчик?» С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (звуки р, р'). Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти… Связь прервалась.

3. Сообщение темы занятия

— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р'.

4. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков р, р' в словах

— Кто нас ждёт в Простоквашине? (Дядя Фёдор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, телёнок Гаврюша). Нам надо купить им всем подарки. Зайдём сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны звуки р, р'. Что купим? (кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведёрко). Какое сейчас время года? (Весна) Значит, дяде Фёдору нужны… (куртка, брюки) и на ноги (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (кровать, кресло, раскладушку). На чём мы всё это довезём? (на грузовике). Какие продукты питания отвезём в Простоквашино? (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт). Галчонку купим (крупу). Печкину подарим (ручки и карандаши), Шарику — (фоторужьё), дяде Фёдору (грабли, мини-трактор).

5. Звуки р, р' в предложениях. Падежное управление. Вставляется картинка с изображением деревни и персонажей сказки.

— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (с дядей Фёдором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным). (Дети здороваются)

— Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Фёдору трактор. Я подарю Шарику фоторужьё) и т. д.

6. Физминутка

Поможем дяде Фёдору вскопать огород.

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.

Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Тёплой поливали.

(Дети имитируют действия в соответствии с текстом).

Дядя Фёдор приглашает к столу, где ждёт угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (сыром, творогом, простоквашей, кефиром).

7. Словесный анализ предложения

Угадайте, кто и какую работу выполняет (Матроскин доит корову, Шарик ловит рыбу).

(Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов).

8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

(Логопед говорит от имени дяди Фёдора) .

Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога «ра» мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга). Продолжаем мы игру — где слова со слогом «ру»? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка). Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но (рано, норка); со, ро… (роса); ро, до, го… (дорога); ре, ка… (река); ки, ра…(раки).

А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». Каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот-танк-каша-арбуз…).

9. Творческие задания детей

— Какое слово придумал Витя, если в нём первый звук «р», последний — «а»? (Радуга).
(Дети загадывают друг другу аналогичные).

А теперь отгадайте ребус — на рисунке нарисована рыба и буква «к» (Рыбак).

10. Чтение стихотворения

Послушайте, какое стихотворение сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала.
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю — чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!
Е.Чеповецкий

11. Чтение слов

Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке — слова из трёх букв. Кто живёт в речке? (Рак). Под ним — слово из четырёх букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама). Ниже — слово из пяти букв. Чем мы пишем? (Ручкой). Что летит в космос? (Ракета). Пора возвращаться домой всем остальным обитателям дома в Простоквашине.

12.Итог занятия

В основе организаций сюжетно-тематических занятий комплексно-игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребёнка.

Литература

  1. Волшебный мир звуков и слов Москва, 1999 г. Е. А. Пожиленко
  2. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.1995 г.
  3. Физминутка В. В. Волиной 1991 г.
Категория: