Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методические разработки по программе «Пластика и растяжка» в дополнительном образовании

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Братцева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего уровня образования, КГКП «Областной Дворец Детей и Юношества», г.Караганда

Салбилекова Гульназ Алтынгаликызы

Отличительной особенностью программы «Пластика и растяжка», разработанной на базе «Областного дворца Детей и Юношества» г. Караганды в Образцовом хореографическом ансамбле «Волшебная страна» для младших и средних групп, является новый подход к объяснению материал, поз и упражнений для растяжки в игровой форме на уроках в младших группах.

Целями по данной программе для младшего школьного возраста будут являться:

  • развитие у учащихся знаний о своем теле и мышцах;
  • овладение умениями в самостоятельной растяжке без применения насилия со стороны педагога;
  • развитие у детей мотивации к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных, творческих запросов и потребностей;
  • содействие в приобретении ребенком определенных навыков в овладении искусством танца (выразительности, выворотности, гибкости), умению работать у станка, на диагонали, середине, в положении лежа.

Способом достижения целей данных рекомендаций будет являться игровая методика преподавания. Игра является для детей любимым занятием, и с ее помощью можно увлечь ребят в любой вид занятий, особенно, такой как растяжка, так как растяжка не является одним из приятных видов деятельности для ребенка (с физической стороны).

Данные уроки и правильное исполнение движений и поз растяжки очень востребованы, так как приобретенные умения и навыки дают возможность более совершенно владеть своим телом на сцене. Так же данные методические разработки и рекомендации могут применяться и другими педагогами на своих уроках и коллективах.

Ожидаемый результат:

  • укрепление нравственного и физического здоровья детей, занимающихся по данной программе;
  • достижение успеха в учебной и творческой деятельности;
  • воля, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели;
  • способность к межличностному общению, совместному контакту в группе и ансамбле.

Были разработаны методические разработки для проведения занятий по программе «Пластика и растяжка» в младших группах ансамбля. Игровая деятельность является для детей ведущей деятельностью, и с ее помощью можно выработать положительное отношение учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям по растяжке и боли, как неотъемлемой части таких занятий. Уникальность игрового метода работы в растяжке с учетом образно-ассоциотивного мышления детей этого возраста благотворно влияет на детский организм: активизирует его защитные силы, учит детей вырабатывать способность управлять своим телом, психической и эмоциональной сферой, при этом активно развиваются творческие задатки и природные данные.

Упражнения по данной методике не вызывают перенапряжения в мышцах за счет спокойного исполнения без рывков, и с применением тяжести своего собственного веса, силы рук, дает возможность растянуть мышцы и сохранить подвижность суставно-связочного аппарата всего тела. На уроках применяются танцевальные комбинации, сочетающих в себе физическую нагрузку и дыхательные упражнения, позволяющие предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывать глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Методика базируется на анализе известных систем физических упражнений по материалам книги Боба и Джила Андерсона «Растяжка для каждого», асанах «хатха-йоги», методе Pilates, основах гимнастики, хореографии и физиологии. Все позы и упражнения для растягивания довольно просты в исполнении, но их неправильное выполнение без знаний физиологии и особенностей развития, может навредить неокрепшему и растущему детскому организму.

Особенно это важно на первых этапах обучения, когда педагог только начинает объяснять новое упражнение, методику его выполнения. Немаловажную роль на уроках с младшими группами ансамбля является личность педагога и умение правильно выстроить общение педагога с обучающимися. Предпочтителен демократический стиль общения и управления с детьми, что благотворно сказывается на развитии личности учащихся, учащийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.

Память у старших дошкольников и младших школьников имеет наглядно-образный характер. Поэтому в этом возрасте не эффективны приемы словесного объяснения, не подкрепленные наглядными образами. Наглядный метод преподавания должен являться основным. Педагог должен владеть не только знаниями педагогики, методики преподавания хореографии, владеть знаниями по физиологии, но и обладать актерским мастерством. Уроки для младших групп проводятся в игровой форме. Занятия с применением игровой методики легче воспринимаются детьми младшего школьного возраста, должны быть интересными. Приветствуется применение различных тематических игр. В каждом занятии присутствовать момент новизны, момент уже изученного и игра образно — ролевая с использованием различных упражнения на растяжку. Игра будет служить наградой за выполненные задания и хорошую дисциплину. Упражнения должны быть взаимосвязаны и плавно переходить от простых к сложным. Все движения делаются без какого-либо вмешательства со стороны педагога, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья. Только в группах, имеющих определенные знания, допускаются занятия по двойкам и тройкам. К таким занятиям следует преступать, когда дети научились чувствовать свое тело, осознано переносить боль и применять силу своих рук и тяжесть корпуса в упражнениях на растяжку.

Занятия по данной методике хороши тем, что их можно выполнять в заведениях дополнительного образования в группах, парах, тройках и индивидуально, без наличия особого технического обеспечения, с применением гимнастических ковриков и станков. Положительное воздействие на все мышцы и суставы, эластичность связок оказывают умеренные растяжки. Снижается количество отложения шлаков в суставах, подвижность суставов сохраняется. Упражнения по данной методике рассчитаны на вовлечение в работу всего организма ребенка, и психику, направлены на расслабление скованности различных групп мышц, а также приобретение силы и выносливости, что позволяет без физического и психологического вреда, используя только защитные силы организма, предупредить многие заболевания, такие как вредные воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, при этом вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Упражнения выполняются без воздействия и применения силы со стороны педагога. Выполнение упражнений в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты. Самым безопасным ритмом для начала тренировки будет медленный ритм исполнения движений, что позволяет добиться наибольшего эффекта. Такие движения, воздействующие на все группы мышцы и суставы, позволяют прорабатывать их по всей их глубине.

Статичные упражнения в игровой форме вызывают не только воздействия на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, вырабатывают координацию и положительный настрой у ребенка к занятиям по растяжке.

Уроки по данной программе должны строиться по следующей схеме:

1. Вводный этап.
2. Основной этап.
3. Завершающий этап.

Вводный этап: На начальном этапе урока выполняется разминка по кругу, цель которой разогреть весь организм и подготовить к растяжке. При разминке используются упражнения, изучаемые в первые годы обучения (танцевальный шаг, танцевальный бег, подскоки, простейшие комбинации из различных видов шагов, галопы).

Основной этап: В данном этапе должны присутствовать как ранее изученные движения, так и присутствовать момент новизны. Педагогу необходимо включать упражнения и объяснять их в игровой форме, придумывать с детьми как могло бы называть то или иное упражнение. Так же упражнения должны быть направлены на выработку силы и выносливости учащихся. Педагогу необходимо продумывать сценарный ход урока, перевоплощая детей то в различных животных, то сказочных персонажей. При выборе движений не забывайте учитывать гендерный состав группы, их последовательность, они должны идти не только от простого к сложному, но и разными способами разминать, греть и растягивать определенную группу мышц. К примеру: один урок может быть направлен на развитие гибкости спины и мышц для поперечного шпагата, а другой для выработки силы пресса и продольного шпагата. На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц. Максимально разнообразьте варианты выполнения одного и того же упражнения, учитывая природные способности и эластичность мышц учащихся. Так же можно играть в подвижные игры для развития координации и коммуникативности учащихся.

Завершающий этап: Этот этап можно посвятить дыхательным практикам, спокойным играм и подведению итогов урока. Провести рефлексию: что дети выучили нового, что понравилось, что получилось, а на что нужно обратить внимание.

При отслеживании результативности программы отслеживаются следующие критерии и показатели: шаг, выворотность и гибкость.

Рекомендации по технике безопасности:

1. Репетиции по «Пластике и растяжке» не должны приносить резкую боль или плохое самочувствие учащемуся.
Выполнять упражнение необходимо прекратить, если учащийся чувствует недомогание, что у него кружится голова, в области, которую растягивают появился спазм или резкая боль. Если боль не проходит или повторяется снова у учащегося, когда выполняется данное упражнение — лучше исключить его из программы обучения.
2. Максимально исключите резкие движения, особенно в опасных упражнениях, любых стойках на плечах, голове, руках и при выполнении переворотов и кувырков. Система Pilates подразумевает только медленные и плавные движения.
3. Никогда не разрешайте заниматься на голом полу, без коврика или толстого полотенца. Коврик не должен быть скользким.
4. Перед уроком учащимся не следует употреблять еду за час до и сразу после жирную или обильную пищу, так же исключить перед тренировкой большое количество воды.
5. Никогда не следует допускать перенапряжение мышц. Слишком большое мышечное напряжение или растяжение может сильно навредить.
6. Если у ребенка болит голова, он чувствует недомогание или приближающуюся простуд рекомендуется отложить тренировку. Приступать к тренировкам следует только после полного выздоровления.
7. На первых этапах не допускать самостоятельного исполнения или без подстраховки сложных упражнений из раздела гимнастики и акробатики, т. к. они очень травмоопасные.

Используемая литература:
1. Петровский А. В, Ярошевский В. Г. История и теория психологии. — Ростов-на-Дону, 1996
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1984
3. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения.— М.: АПН РСФСР, 1947
4. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Т. З.— M.-JL, 1951
5. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Просвещение,1989
6. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения школьников // Известия АПН РСФСР- 1951
7. Гудкина Н. И. Психологическая готовность к школе — М.; Академический проект, 2000
8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы — Рост.-на-Дону. Феникс 2004
9. Лукутин А. В. Обучение и воспитание успехом. Мотивация учебного процесса и «Технология успеха» в обучении // Педагогический журнал «Учитель» № 2,2001.

Категория: