Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Круглый стол «Анализ положительных и отрицательных аспектов технологии проблемного обучения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Монастырева Ирина Павловна учитель химии и биологии, стаж 24 года, высшая категория. КГУ Тургенская средняя школа имени Д. А. Конаева Енбекшиказахского района Алматинской области

Заседание творческой группы, работающих по технологии «Проблемного обучения». Заседание проводилось на районном семинаре учителей.

 

«Практика — критерий истины»,
а истина есть сила, гибкость,
выносливость, координация ума.
Дэн Сяопин

Цель: Организация повышения мастерства и творчества учителя в малых творческих исследовательских группах по единым проблемам.

Сущность проблемного обучения и классификационные параметры технологии проблемного обучения

Конструирование дидактического содержания материала с целью создания особого вида мотивации — проблемной, при котором урок должен быть представлен, как цепь проблемных ситуаций.

Анализ положительных и отрицательных аспектов технологии проблемного обучения.

Групповые роли: Лидер-спикер, генератор идей, историк, эксперт, критик, оформитель-редактор.

Методы: консультации, коллективное творчество, работа с источниками, сотрудничество, групповое общение, совместный анализ, прогнозирование.

Ход мероприятия:

1. Приветствие участников заседания круглого стола, выступление лидера — спикера Беленко Л.В. (учитель физики).
2. Выступление историка группы Беляковой Л.Н. (учитель биологии).
3. Представление технологии проблемного обучения Монастырева И.П. (учитель химии).
4. Выступление эксперта группы Арепьевой В.В. (учитель географии).
5. Выступление критика группы Шадаева М.Т. (учитель математики).
6. Оформление Нурмамбетовой Г.К. (учитель изо).

Содержание:

Добрый день, дамы и господа! Вы, все присутствующие в этом зале являетесь участниками круглого стола творческой группы работающей по изучению технологии проблемного обучения.

В составе нашей группы самый молодой учитель математики, голубая мечта которого увидеть своего ученика победителем на игре «Лидер ХХ1 века». Знакомьтесь Шадаев Муратбек Тунышпекович. Сегодня играет роль критика.

Мне приятно познакомить вас с учителем географии, которая считает, что «Разум у людей растет в соответствии с мира познанием». Знакомьтесь Арепьева Валентина Васильевна — эксперт группы.

Но все, как правило, начинается с истории, роль историка сегодня играет биолог Белякова Л. Н. Ей близок девиз Лысенковой — «Учит победно!».

Под девизом «Знания — это дети удивления и любопытства» работает химик Монастырева И.П. сегодня она наш самый энергичный генератор идей.

А любимый нами оформитель — умна, застенчива, тактична — Гульмира Куандыковна Нурмамбетова — учитель изо.

И в роли лидера спикера, т. е. ведущего учитель физики Беленко Лидия Васильевна, которая считает «Практика — критерий истины».

Мы очень надеемся, что сегодня в зале не будет пассивных наблюдателей, и просим наших гостей разделиться на две группы: критиков и экспертов.

А эти юные создания — группа поддержки (ученики 7 «А» класса).

Цель работы нашего общего коллектива ознакомиться с историей развития проблемного обучения, с его основными аспектами. Дать анализ тому, в чем сила проблемного обучения и в чем его просчеты.

Все начинается с истории, слушаем.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х одах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями — инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялось в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.

В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи. Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Но педагоги — новаторы и в настоящее время разрабатывают технологию проблемного обучения. Послушаем основные аспекты технологии проблемного обучения

Проблемное обучение — это развивающее обучение, т. к. мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять.

Основной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить школьников мыслить, выработать способность к самостоятельной активной деятельности направленное на обновление и обогащение научных знаний. Еще одна задача, которая стоит перед учителем — определить, как и когда использовать проблемные ситуации на уроке.

Степень самостоятельности учащихся в учебном процессе: незначительная — учащиеся следят за ходом решения задачи учителем, высокая — самостоятельное решение проблемы учеником.

Новые ЗУН

Существует три вида проблемных уроков:

1. Уроки с проблемным изложением учебного материала учителем.
2. Уроки с привлечением учащихся к самостоятельному поиску в процессе изложения учебного материала
3. Уроки с самостоятельным поиском решения проблем поставленных учителем.

Проблемные ситуации можно классифицировать, классификация представлена в таблице:

Проблемная ситуация

Учитель может проанализировать содержание материала и обнаружить проблемы. Использовать проблемные ситуации систематически хотя бы на одном из этапов урока: изучении нового материала, закреплении, проверки знаний, и т. д.

Этапы проблемного обучения:

  •  подготовка к восприятию
  •  создание проблемной ситуации
  •  формирование проблемы
  •  процесс решения проблемы
  •  доказательство.

Самостоятельный эксперимент — один из способов решения учебной проблемы. Наступил момент для работы группы поддержки.

Учитель — новатор. Сейчас ребята, вам помогут только внимание, знания, полученные в процессе изучения физики, любознательность и стремление найти ответ на вопрос…

Учитель обращая внимание на плакат — рисунок, читает:

В Сиракузах жил мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона,
А какой у царя
Самый главный предмет?
Вы все догадались? — корона! (читается стихотворение)

Решением проблемных вопросов, основанных на просмотре опытов — дети подводятся к мысли о том, что на тело погруженное в жидкость или газ действуют выталкивающая сила, направленная вверх и равная разности веса тела в воздухе и в жидкости.

Затем становится вторая учебная проблема. ЧТО Архимед знал о короне и что ему еще нужно было определить чтобы ответить на вопрос Гиерона «Чисто ль сделана работа?»

Учащиеся высказывая предположения (верные и неверные) решают проблему. После решения подтверждают экспериментально, при этом составляют план решения проблемы.

Мы обсудили основные аспекты технологии проблемного обучения, посмотрели фрагмент урока, на котором решались учебные проблемы. А теперь хотелось бы послушать экспертов и критиков.

Выступление экспертов:

1. Эксперт группы. Проблемное обучение это система творческих заданий связанных единой нитью. Учитель, хорошо владеющий методикой, легко обнаруживает учебные проблемы, а решение их очень важно для развития мышления учащихся. Практически на любом этапе урока можно использовать проблемные ситуации, разнообразить формы урока. Сейчас проблемный подход находит применение в методике обучения всех наук. Обеспечивает максимальное развитие активного самостоятельного творческого мышления. Осуществление проблемного подхода позволяет учителю максимально использовать непроизвольное внимание учащихся, выработать устойчивое внимание к изучаемому материалу, развивает самостоятельное творческое мышление, запоминание учебной информации повышает интерес к изучаемому предмету.

2. Далее слушаем группу экспертов, которую представляют гости.

Выступление критиков:

1. Критик группы

1) Не всегда учитель правильно умеет определять, как и когда использовать программное обучение.
2) Не все ученики могут проанализировать содержание и обнаружить в нем проблему, тогда задача остается не решенной и время потеряно.
3) Зачастую не используется системность проблемного обучения, что негативно влияет на развитие мышления.
4) Проблемное обучение по разному разумеется в зависимости от содержания и возрастных особенностей учащихся, что увеличивает нагрузку учителя.
5) Часто дети не готовы к поиску решения и теряют в веру в собственные сил.

2. Слушаем наших гостей — группу критиков.

Заключение «Если собрать все радости — это той.
Собрать все лучшие мысли — это новая идея»

Категория: