Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Комплексный подход в развитии технических навыков в классе специального фортепиано

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гресь Лариса Ивановна преподаватель по классу специального фортепиано, первая квалификационная категория высшего уровня. КГКП «Детская музыкальная школа» отдела образования акимата г. Лисаковска

Комплексный подход в развитии технических навыков в классе специального фортепиано

Техника — это мастерство. Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, которые передают музыкальное содержание произведений.

Обучаясь в музыкальной школе, ученик получает основу технического развития. Колледж — это скелет, на котором нарастает мастерство. А вот обучение в высших музыкальных заведениях — академии, консерватории дает технике музыканта совершенствоваться.

Что необходимо для приобретения техники.

1. Стремление быть хорошим музыкантом.
2. Умение думать, размышлять, анализировать при любой работе над музыкальным произведением.
3. Постоянный слуховой контроль.

Я не устану повторять: Мозг — это управляющий музыкой, который отдает приказы пальцам. Пальцы — это жители музыкальной страны, выполняющие приказы мозга. А слух — это король, который следит за качеством результата. Ведь из качественного звука можно возвести любое произведение.

Значит, техника зависит: от быстроты мозга давать «приказы» точные и верные пальцам и от реакции пальцев — выполнять команды и мгновенный звуковой контроль слухом.

Мы уже знаем, что есть два вида техники — мелкая пальцевая и крупная, когда работают пальцы, кисть, плечи, корпус — это аккорды октавы, арпеджио.

Пьесы, ансамбли, над которыми мы работаем в течение года, не могут полностью компенсировать основное развитие двигательных приемов и технических формул. По этому, в нашей работе присутствуют доступные и интересные упражнения, программно-изобретательного содержания. Подтекст помогает правильному интонированию, а так же развитию метроритма, а так же данные упражнения помогают направить внимание ученика не только на технические, но и музыкальные задачи.

Для развития мелкой техники необходимы позиционные упражнения. Принцип упражнений — ноты рядом, пальцы рядом — учит играть «вслепую» Целью данных упражнений является — правильная звуковая последовательность. А подобранные подтекстовки к упражнениям не нарушают «пение» пальцев на инструменте, учимся слушать свое исполнение. Это учит экономить расстояние, что впоследствии добавит скорость. Пальцы ставим на одной линии, несмотря на разную длину каждого пальца, 3-й округляем, 1-й тянем ближе к черным клавишам. Чем естественнее опускаются пальцы, тем красивее звук.

Работая над хроматическими ходами, учимся подкладывать 1-й палец, вырабатываем его ловкость и гибкость, т. к. в хроматической гамме 1-й палец используется часто, а умение подкладывания даст возможность менять позиции.

Исполняя хроматический ход, слушаем ровное звучание и зрительно следим за единой высотой запястья (3-й ближе к 1-му, пальцы практически образуют кольцо), а если возникает тряска в запястье, ластик или копейка лежащие сверху на кисти, не позволят, этому случиться.

На начальном этапе изучения гамм очень полезно начать работу с таких вариантов аппликатуры: 1,2; 1,3; 1,4; 1,5 — пальцами, опять же при этом отрабатывается ловкость 1-го пальца. Так же необходимо подобрать позиционные упражнения, в основе которых лежат гаммы с единой аппликатурой (C, G, D, A, E) это будет способствовать развитию гармонического слуха. Работая с гаммаобразными упражнениями, учимся слушать ровное звучание и «пение» пальцев на клавиатуре.

Полезно подобрать упражнения, подготавливающие к исполнению мелизмов, на них ученик учиться ясному и ритмичному, четкому исполнению украшений.

Обязательно в работу включать упражнения на репетиции, они так же, как и упражнения на мелизмы совершенствуют на данном этапе ловкость пальцев. На репетициях ученик учиться экономить движения, учиться активности и цепкости кончиков пальцев.

Постепенно добавляем в работу в наш комплекс упражнения на развитие крупной техники. Знакомя ученика с аккордами, даем понятие что аккорд — это созвучие 3-х или более звуков. В работу включается кисть, плечи, корпус, учим слушать глубину звучания. Начинаем упражнения, выстроенные по трезвучиям, параллельно ученик усваивает, что они строятся на главных ступенях лада, учиться слышать мажор, минор. Учим — что перед тем как взять полный аккорд, рука выполняет «дыхание» и с весом погружается в клавиатуру, 1 и 5-е пальцы образуют каркас, а 3-й палец мягко заполняет середину аккорда. Дослушивая каждый аккорд, учим снимать его локтевым, боковым, пластичным движением, завершая его звучание, контролируя слухом.

Дополняем наш комплекс упражнениями на арпеджио различных видов, при этом сразу учим аппликатурным принципам в зависимости от интервального хода. Полезно для напевного исполнения арпеджио, наталкивать на образные представления ученика. Ученик учиться чувствовать, что плечо — это кисти художника, а пальцы — это ворсинки, горизонтально прокрашивающие до вершины всю звуковую картину.

Данный предложенный комплекс развития технических навыков каждый преподаватель может использовать, как основу в своей работе, дополняя, своими наработками и идеями.

Любое усовершенствование техники, есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания. (Г. Нейгауз)

Категория: