Из истории психологии
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal
- Viber
- Skype
- Telegram
Персоналии
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — советский психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
В «золотой фонд» советской науки вошли следующие его монографии: «Психология педагогической оценки» (1935), «Очерки психологии» (1945), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), «Очерки истории русской психологии 18 — 19 веков», «Человек как предмет познания». Ананьев был деканом факультета психологии ЛГУ (1967 — 1972) и еще при жизни удостоился от благодарных учеников звания «создателя замечательной ленинградской школы психологов».
Бодалев Алексей Алексеевич (1923) — действительный член Российской Академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности. Алексей Александрович имеет 400 печатных трудов, из которых шесть монографий, написанных лично, и четыре — в соавторстве. Основное содержание их — освещение проблем общей, социальной и педагогической психологии.
Алексей Александрович Бодалев стал одним из первых разработчиков в отечественном человекознании акмеологии, науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Определенным промежуточным итогом работы
Божович Лидия Ильинична (1908–1981) — советский психолог, ученица
Можно условно выделить три этапа в разработке проблемы личности в лаборатории
Сегодня не потеряла актуальности работа
Лидия Ильинична открыла для отечественной психологии мир зарубежной психологии личности. Именно она впервые дала конструктивный и позитивный анализ вклада З. Фрейда, К. Роджерса, А. Маслоу, К. Хорни,
Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.
В конце
Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой
Выготский Лев Семенович (1896–1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
Выготским было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). Совместно с учениками
Гальперин Петр Яковлевич (1902–1988) — один из плеяды выдающихся психологов, пришедший в психологию из медицины в начале
Наиболее широкую известность
Кроме вышесказанного следует отметить, что на протяжении всей творческой жизни
Давыдов Василий Васильевич (1930 — 1980) — принадлежит к числу крупнейших советских психологов, начавших свой творческий путь в
Созданная
В теории развивающего обучения имеются три тесно связанных между собой центра: учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия.
Давыдов принадлежит к тому поколению психологов, которые имели особый вкус к метапсихологии. Возглавив Институт общей и педагогической психологии,
Запорожец Александр Владимирович (1905–1981) — выдающийся отечественный психолог внес существенный вклад в разработку целого ряда проблем психологии: генезиса психики, развития и структуры мышления, движения, восприятия, эмоций и др. Его работы оказали огромное влияние на общую, возрастную, педагогическую и медицинскую психологию.
Анализ идей
Калмыкова Зинаида Ильинична изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний. Разработанные ею оригинальные диагностические методики представлены в книге «Проблемы диагностики умственного развития учащихся» (1975). Результаты большого экспериментального исследования, ставшего основой докторской диссертации, отражены в монографии «Продуктивное мышление как основа обучаемости» (1981).
Изучая детей со способностями разного уровня,
Активное включение Калмыковой З.И. в педагогический процесс имело еще один очень продуктивный выход — анализ деятельности
Каптерев Петр Федорович (1849–1922) был одним из самых разносторонних и творческих отечественных педагогов психологического направления.
В 1872 году выходит в свет его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». С этой поры он принимает деятельное участие в руководстве такими журналами, как «Воспитание и обучение», «Образование» и «Женское образование». Под его общей редакцией стала издаваться «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению» (за 10 лет вышло 59 брошюр, часть из которых написаны им самим). Он пишет книги, посвященные психологическому обоснованию дидактики, а также по вопросам истории педагогики: «Дидактические очерки», «Из истории души: Очерки по истории ума», «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели». Особенно много он занимался вопросами семейной педагогики и совершенствования школы. Он был одним из главных организаторов и участников первых Всероссийских съездов по семейному воспитанию, по педагогической психологии, по экспериментальной педагогике.
Коломинский Яков Львович (р. 1934). Развивая идеи
В работах
Яков Львович разработал концепцию психологической культурологи, которая включает систему понятий, описывающих основные виды и уровни психологической культуры личности.
Наиболее значительные научные публикации — книги: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1969), «Учитель и детский коллектив» (соавтор
Кондратьева Светлана Витальевна (1926–2004) — ученица
Светлана Витальевна является автором первых учебных пособий по педагогической психологии в Белоруссии («Педагогическая и возрастная психология» (1993), «Психология труда и личности учителя» (соавтор
Широкое признание получили ее труды по социальной перцепции и рефлексии,
Кондратьева С.В. создала научную школу, разрабатывающую проблемы профессионализма в педагогическом общении («Психология школьного конфликта:
В августе 2000 года ею была создана
Корчак Януш (псевдоним Генрика Гольдшидта) (1878/79–1942) — гуманист,
Кузьмина Нина Васильевна (р. 1923) является признанным специалистом в области педагогической психологии, теории и истории педагогики. Она внесла большой вклад в создание научных основ психологии профессиональной педагогической деятельности, в методологию и методику исследования.
В 1950 г.
В 1965 г.
Результаты исследований проблем профессиональной подготовки педагогов были обобщены ею в учебном пособии «Основы вузовской педагогики» (ЛГУ, 1972), в пяти выпусках «Современных
В 1992 г. на основе Всесоюзной акмеологической ассоциации, возникшей в 1989 г., была создана Академия Акмеологических наук. Ее основателем и первым президентом стала
Крутецкий Вадим Андреевич (1917–1989) — доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Его книги по психологии подростка и старшего школьника «Основы педагогической психологии»(1972); «Психология обучения и воспитания школьников»(1976), учебники психологии для педагогических училищ(1974, 1980,19850) хорошо известны нескольким поколениям учителей. Главный труд
Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) — известный советский психолог, один из создателей и организаторов советской психологической науки, первый декан факультета психологии МГУ с момента его образования.
Разрабатывая в
Лисина Майя Ивановна (1929–1984) Концепция общения
Майя Ивановна является основателем отечественной психологии младенчества. Ее реферативная статья «Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста» стала заметным событием в жизни советских психологов. Она привлекла внимание психологической общественности не только к новым фактам, полученным в мировой психологии, но и к самым ранним этапам онтогенеза.
Тематику исследований
Матюшкин Алексей Михайлович (р. 1927) — известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Выпускник отделения психологии философского факультета МГУ свою научную деятельность начинал в школе
В свое время
Благодаря
Менчинская Наталья Александровна (1905–1995) Будучи крупным организатором психологической науки,
Наталья Александровна, ученица
Исследование общих закономерностей процесса учения, которому
Морено Якоб Леви (1882–1974) — известный американский психиатр, социальный психолог, основатель социометрии, психодрамы и социодрамы.
Значимое место в научном творчестве Я. Морено занимало изуче6ние процессов, происходящих в малых группах. Морено разработал метод социометрии, который позволял фиксировать скрытую от внешнего наблюдателя структуру этих отношений определяющихся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями.
Научное творчество Якоба Морено оказало огромное влияние на групповое движение. Разработанные им методики достаточно широко применяются и в гештальт, и в
Петровский Артур Владимирович (р. 1924) — знаменитый советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Впервые заявил о себе как историк психологии. История психологии была предметом его исследований более двадцати лет. Последние книги по этой проблеме написаны
Заинтересовавшись проблемами социальной психологии, ученый объединил коллектив руководимой им кафедры вокруг единой исследовательской программы, базирующейся на теории деятельности, опосредующей межличностное общение (стратометрическая концепция). По ее результатам написаны книги «Психологическая теория коллектива», «Социальная психология коллектива».
После этого Артур Владимирович перешел к осуществлению замысла исследовать собственно психологию личности. Десять лет работы в этом направлении имели результатом книгу «Психология развивающейся личности» и около двухсот научных статей и сборников работ.
Артур Владимирович автор и редактор многократно переиздававшихся учебников «Общая психология» (1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогическая психология» (1971, 1979); «Основы психологии и педагогики высшей школы» (1986). Петровский является соредактором словарей «Краткий психологический словарь» (1985); «Психология. Словарь» (1990).
Пиаже Жан (1886–1980) — крупнейший психолог современности, основатель Женевской школы генетической психологии, автор около 50 книг, сотен статей. Его учение о познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений в психологии.
Пиаже рассматривал процесс развития на основе общего биологического понимания его как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. Равновесие этих процессов обеспечивает равновесие в отношениях между средой и организмом.
Качественная специфика детского мышления представляла постоянный интерес ученого. Причем, в начальный период творчества исследователь рассматривал развитие мышления ребенка как переход от аутистического к эгоцентрическому и от него — к социализированному мышлению. Позже умственное развитие рассматривается ученым как устремленное к
В любом случае, тот факт, что вокруг концептуальных схем Пиаже все время ведется полемика «за» или «против», свидетельствует о неиссякаемой креативности разработанных великим психологом идей.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) — выдающийся психолог и философ, произведения которого составили целую эпоху в истории советской психологии.
Заслуга
В памяти новых поколений психологов
Скиннер Фредерик Берхаус (1904–1990) — известный американский психолог, представитель радикального бихевиоризма, автор концепции «оперантного обусловливания», теоретическое оформление которой составляет содержание книги «Поведение организмов»(1938); создатель концепции программированного обучения, описанной в работах «Наука об учении и искусство обучения»(1954), «Технология обучения»(1968).
Программированное обучение по Скиннеру заключалось в получении правильных реакций и их закреплении путем подкрепления. Одним из оснований программированного обучения явился принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.
Несмотря на мощную критику бихевиоризма в целом и программированного обучения, в частности, эту технологию обучения относят к числу современных нетрадиционных способов обучения.
Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) — доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Наряду с концептуальной проработкой важнейших
- 12062 просмотра