Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование графического моделирования при активизации речевой деятельности детей с ОНР

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Фёдорова Татьяна Александровна, воспитатель, первой квалификационной категории, высшего уровня, КГКП «Специальный детский сад № 13 «Алтынай» город Экибастуз

Фёдорова Татьяна Александровна

Речь ребенка развивается в единстве с формированием всех психических процессов. Особенно в период дошкольного детства значительные изменения происходят в мышлении детей: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, совершенствуется речь. В свою очередь овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка — он начинает пользоваться речью и как средством общения, и как средством мыслительно-познавательной деятельности.

В настоящее время отмечается заметный рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Правильное развитие речи является важным фактором гармоничного формирования ребенка и должно находиться под контролем специалистов. Коррекционную работу с детьми по своим направлениям проводят логопеды, дефектологи, психологи, невропатологи, воспитатели.

Общее недоразвитие речи — это различные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы при сохраненном слухе и интеллекте. У детей с ОНР словарный запас резко ограничен, речь аграмматична, произношение не сформировано. Речевая активность снижена, без специального обучения резко падает. Понимание речи сохранено, но в пределах обиходно-бытовой сферы. Абстрактные понятия дети воспринимают и осмысливают с трудом.

Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на сенсорной, интеллектуальной, волевой сферах. Для таких детей характерно: неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления, низкая работоспособность, нарушения поведения. У многих детей наблюдается быстрая истощаемость нервной системы, рассеяность, двигательная расторможенность, агрессия, аффективные вспышки. Практически все дети соматически ослаблены, с общей моторной неловкостью которая проявляется в неуклюжести, в плохой координации движений, у всех идет недоразвитие тонкой моторики кистей рук. Они застенчивы, замкнуты, обидчивы, не хотят идти на контакт, не переносят шум, резкие звуки, скопления людей.

Все дети с ОНР стоят на учете у невропатолога. Типичные медицинские диагнозы осложняющие коррекцию общего недоразвития речи: резидуальная энцефалопатия, СДВГ, неврозоподобный синдром, ринолалия, РОП ЦНС, синдром гиперактивности, асинхронное развитие.

В условиях коррекционного детского сада занятия по развитию речи и произношению проводит логопед. Она осуществляет содержание образовательной области «Коммуникация». Логопед совершенствует фонетическую сторону речи, обучает детей основам грамоты, развивает связную речь.

Задача воспитателя — закреплять речевой материал, который формирует логопед на своих занятиях, и активизировать речевую деятельность на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому воспитатель и логопед всегда работают в тесном контакте, взаимно дополняя друг друга.

Методом проб и ошибок, пришли к выводу, что наиболее эффективным средством формирования и активизации речи детей является графическое моделирование. Методы моделирования позволяют ребенку осознать звучание слова и поупражняться в употреблении грамматических форм, способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья, дают возможность наглядно представить конкретную ситуацию, и побуждают детей к определенным речевым высказываниям.

Наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Графическое моделирование и приемы мнемотехники облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Овладение приемами моделирования сокращает время обучения и способствует развитию не только памяти, но и мышления, внимания.

Использование наглядного моделирования помогает детям поэтапно перейти от наглядно-действенного и наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей необходим наглядный материал (картинки, предметы, пиктограммы), как опора на наглядно-образное мышление. Таким образом, у детей формируется способность к анализу и классификации. Далее формируется способность к более сложным мыслительным операциям — обобщению, абстракции. На данном этапе наглядные модели опираются и на образное, и на словесно-логическое мышление, т. е. речевую инструкцию.

С целью активизации речевой деятельности детей, необходимо вводить условные модели, карточки-схемы, символы на всех занятиях... У детей повышается интерес к учебной деятельности, ответы становятся динамичнее, планирование высказывания становится доступнее, возрастает потребность в общении.

В качестве символов используется:

• Картинки
• Символические изображения предметов (условные обозначения, контуры, стилизация)
• Геометрические фигуры
• Пиктограммы из счетных палочек
• Предметы — заместители

Развитие речи

В группе детей с ОНР часто используется пересказ. На начальном этапе дети пересказывают только фрагмент произведения, далее переходят к пересказу текста целиком. Но при обучении пересказыванию моделирование сюжета остается постоянно.

Составление рассказа по алгоритму — это самый первый этап работы с моделью. Детям предлагается предмет или объект, о котором нужно составить рассказ. В процессе составления рассказа по алгоритму дети учатся выделять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Такое высказывание состоит из 4-6 предложений и включает в себя:

• Название предмета.
• Перечисление его основных внешних признаков (форма, цвет, величина);
• Некоторые отличительные свойства предмета или объекта (подбор слов определений).
• В алгоритм описания можно внести другие элементы (материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей).
• Отношение ребенка к предмету

Художественная литература.

Художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие и эстетическое воспитание ребенка с речевым недоразвитием.

Основная задача — научить детей слушать художественное произведение, понимать и осмысливать содержание текста, представлять соответствующие образы. Без наглядного сопровождения, дети не воспринимают текст или воспринимают частично, поэтому важно каждый фрагмент художественного произведения показывать параллельно чтению. Для этого при чтении или рассказывании удобно использовать различные предметы-заместители.

Заучивание

При заучивании стихотворения используются схемы, мнемотаблицы, картинки. Эффективен прием — заучивание стихотворения по пиктограммам, выложенным детьми из палочек по образцу. Дети выкладывают пиктограммы на полу или столах. Каждый ребенок выкладывает свою строчку, предварительно проговаривая ее.

Этот прием позволяет развивать интерес к стихам, способствует развитию долговременной памяти, ассоциативного мышления, способности к замещению, активизирует речь детей. Кроме этого развивает мелкую моторику кистей рук, формирует конструктивные навыки.

ФЭМП

Математика, важное средство умственного воспитания детей с ОНР, средство познания и восприятия окружающего мира, средство формирования образного мышления, познавательных способностей.

В силу наличия недостатков речевой и познавательной деятельности у детей имеются трудности формирования математических представлений. Дети с ОНР допускают ошибки в определении пространственного положения, временных понятий, в соотношении числа и цифры, в обследовании предметов, выделении нужных свойств и и обозначении этих свойств словом.

Недоразвитие тонкой моторики, нарушения точности, быстроты и координированности также отрицательно влияет на процесс овладения математикой. Затруднения, связанные с практическими действиями отвлекают ребенка от основной цели математической деятельности, и препятствует ее достижению, снижают темп и качество выполнения ее задания.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, ее особенность в том, что ребенок познает объект, в ходе практической деятельности с ним.

Применение наглядного моделирования активизирует познавательную деятельность, позволяет ребенку исследовать окружающий мир в увлекательной игровой форме, развивает интеллектуальные способности, поисковую и исследовательскую деятельность.

Продуктивные виды деятельности

Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

У каждого ребенка возникает желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Но дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными и техническими навыками по рисованию, аппликации и лепки; и в связи с этим имеют низкий интерес к продуктивной деятельности. Детские работы, выполненные самостоятельно, однообразны, с бедной цветовой гаммой, одноплановы.

У детей с ОНР процессы восприятия замедлены, внимание неустойчиво, запоминание снижено, после объяснения и показа педагогом образца дети не могут запомнить и повторить все действия.

Необходимо на занятиях по изобразительной деятельности использовать предметно-схематические модели, где реальные предметы изображаются предметно-графическими знаками. Дети анализируют образец и планируют последовательность выполнения работы посредством чтения схемы, которая служит алгоритмом действий. Чем проще символы в схеме — тем лучше. Сложные схемы с картинками, перегруженные деталями, с богатой цветовой гаммой дети не воспринимают, не могут выделить этапы выполнения работы.

Конструирование представляет собой детскую деятельность, отвечающую их интересам и потребностям. На занятиях по конструированию осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается тонкая моторика, активизируется речь.

Чтобы передать в конструкции целостный образ предмета, ребенок должен обследовать объект, по определенной схеме:

• Рассмотрение объекта в целом
• Выделение основных частей.
• Установление пространственного расположения этих частей.
• Выделение деталей в основных частях постройки.
• Установление пространственного расположения деталей в частях постройки по отношению друг к другу

Такой план действий понять, запомнить и самостоятельно анализировать сложно. Опорные схемы на занятиях облегчает детям с ОНР планирование деятельности. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность выполнения предстоящей работы.

Использование методов наглядного моделирования детям с ОНР дает возможность

• планировать свои высказывания
• расширить круг знаний об окружающем мире;
• облегчить заучивание стихов;
• развить связную речь
• активизировать и расширить словарный запас;
• развить мышление, память внимание;
• преодолеть робость, застенчивость, учит свободно держаться перед аудиторией.

Применение методов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти, совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей с ОНР к активной речевой деятельности.

Благодаря использованию методу наглядного моделирования у детей повышается речевая активность, расширяется словарный запас, представления об окружающем мире. Они могут строить простые связные высказывания, с удовольствием работают с разными видами моделей.

Литература:

1. Типовая специальная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Г. Турганбек «Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР»; Журнал «Дефектология» № 4, 2012.
3. В. А. Барановская «Развитие коммуникативно-языковой компетенции с помощью инновационных технологий» Журнал «Логопед» № 4, 2010
4. Л. Б. Баряева «Компоненты математического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Журнал «Специальное образование в Казахстане» № 4,2013
5. «Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Яшина Ирина Александровна, httpss://pedportal. net/