Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Игры на развитие познавательных процессов учащихся через занятия по профориентации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дмитриева Татьяна Михайловна, педагог-психолог, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа–интернат для детей с нарушением слуха», СКО, г.Петропавловск

1. «Азбука профессий»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти учащихся, а также формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Инструкция: «Каждому участнику дается задание: за три минуты вы должны записать у себя на листочке название профессий на буквы:

1 группа: Назовите профессии на букву — В (водолаз, воспитатель, врач, водитель, ветеринар).
2 группа: Назовите профессии на букву — П (педагог, продавец, программист, почтальон, психолог, парикмахер, пчеловод)
3 группа: Назовите профессии на букву — С (слесарь, садовод, следователь, социолог, связист)».

Вы знаете очень много профессий!

2. «Цвета и ассоциации»

Цель: развитие познавательных процессов: мышления, воображения учащихся, а также формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Я предполагаю, что это возможно.

Инструкция: «Ребята, я буду показывать карточки с названием профессии, а вы должны рассказать, с чем ассоциируется у вас то или иное занятие» (например: повар может ассоциироваться с вкусным запахом еды, звуком стукающихся ложек или кастрюль, с белым колпаком повара).

Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.

3. «Кроссворд профессий»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, мышления учащихся.

Инструкция: «Ребята, перед вами кроссворд, ваша задача разгадать его первым».

1. Он готовит обед в столовой?
2. Он сидит за кассой и получает деньги у покупателей?
3. Он лечит?
4. Он учит детей в школе?
5. Он летает?
6. Он красит забор, стены, потолок?
7. Он ловит рыбу?
8. Он работает в шахте?
9. Он строит дома?
10. Он шьёт красивые вещи?

Если ты решишь кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали прочтешь, кто подстригает людей.

4. «Поле чудес»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, мышления, воображения, а также формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Инструкция: «Ребята, перед вами мини кроссворд вам необходимо отгадать три качества профессионального мастерства».

На доске пишутся первые и последние буквы слов «терпение», «трудолюбие», «требовательность».

Ученики должны отгадать, что это за слова. Если есть затруднения, можно открыть одну или несколько букв, как в «Поле чудес». Информация, добытая таким способом, усваивается легче и прочнее, чем поданная в готовом виде. Этот прием эффективен на всех занятиях.

5. «Создание предметов»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения учащихся, а также формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду показывать вам какой — либо предмет в классе, а вам нужно будет определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее — до появления стола в классе».

6. «Отгадай профессию»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, мышления, воображения учащихся, а также формирование у учащихся представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий. Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Инструкция: «Один участник загадывает профессию и должен изобразить ее. Другие участники должны отгадать, загаданную профессию».

7. «Кто где работает?»

Цель: развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления учащихся, а также уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам профессию, вы должны отгадать, где может работать человек с такой профессией».

Воспитатель — в детском саду.
Учитель — в школе.
Врач — в больнице, в поликлинике, в школе..
Повар — на кухне, в столовой, в ресторане, в кафе..

8. «Кто это делает?»

Цель: развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление учащихся, а также упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам действия, а вы должны отгадать, кто совершает эти действия».

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит... парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит... прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает... продавец.
Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует... повар.
Учит, проверяет, спрашивает, задает, ставит оценки.....учитель.
Лечит, осматривает, ставит уколы, делает операции.....врач.
Подметает, убирает, поливает, сгребает....дворник.
Поет, играет, танцует, учит... музыкальный руководитель.
Моет, убирает, вытирает, застилает, одевает... помощник воспитателя.

9. «Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения учащихся, а также расширение представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам предметы, вы должны отгадать работнику какой профессии они необходимы».

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат... продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина... дворнику.
Стиральная машина, утюг, порошок... прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос... парикмахеру.
Указка, учебник, мел, доска... учитель.
Кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, плита... повару.
Автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты... водителю.

10. «Хлопните в ладоши, если это надо для...(название профессии)»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, мышления, воображения учащихся, а также упражнять детей в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Инструкция: «Ребята, вам нужно будет хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, врача: стрижка, простуда, весы, „Скорая помощь“, швейная машинка, прием больных, модная прическа, капельница, стиральный порошок, укол, белый халат, линейка, градусник».

11. «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: развивать познавательные процессы: внимание, мышление, воображение учащихся, а также учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам какую-либо профессию и по очереди бросать мяч, вы должны называть, что делает человек этой профессии».

12. «Продолжи предложение»

Цель: развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение учащихся, а также упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Инструкция: «Ребята, я буду называть профессию и то, что делает человек данной профессии, вы должны продолжить словосочетания по смыслу».

Повар чистит...(рыбу, овощи, посуду...).
Прачка стирает...(полотенца, постельное белье, халаты...).
Воспитатель утром с детьми...(делает зарядку, завтракает, проводит занятия...).
Дворник зимой во дворе...(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки...)

Список литературы:

1. httpsss://открытыйурок
2. httpsss://nsportal. ru
3. centr15.ru/downloads/10_14_1.doc

Категория: