Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Анализ структуры урока и методы современного преподавания

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жумагазина Рабига Хасеновна учитель русского языка, стаж 12 лет, ДОЦ «Балақай» ДО «Айлин», Казахстан, г. Актобе

Анализ структуры урока и методы современного преподавания

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей и содержания образования в Казахстане. Идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это ведет за собой изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современный учитель ищет новые разнообразные пути для улучшения качества образования. Требуются новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиск новых форм и методов в обучении.

Однако, по-прежнему, урок остается основной формой организации учебного процесса. В нем реализуются цели преподавания и его содержание. В полной мере деятельность учителя, его профессиональное мастерство проявляются на уроке. Поэтому, анализируя урок, мы можем сделать достоверные выводы о теоретических знаниях, методической подготовленности и творческом поиске учителя о его конструктивной, организаторской и коммуникативной деятельности.

Конструктивная деятельность учителя заключается в умении отобрать и спроектировать учебный материал, опираясь на программы, учебные планы, учебные пособия; оценить сложность содержащегося в нем материала и приспособить его к особенностям учащегося. Организационные умения учителя проявляются, прежде всего в высоком уровне самоорганизации, самоконтроля, в умении управлять временем на уроке, правильно строить собственную деятельность и деятельность учеников на уроке.

Коммуникативная деятельность связана с взаимоотношениями учителя и учеников. Это установление речевого и неречевого контакта с учениками, умение видеть реакцию класса, понимать его психическое состояние, считаться с мнением ученика, управлять собственным поведением, оптимально строить свою речь. Кроме всего этого, важнейшим для учителя является и воспитательная деятельность, которая идет наряду с другими видами деятельности.

Учитель начальной школы обязан вызвать у детей интерес и желание обучаться, развивать в них познавательную деятельность, любознательность и самостоятельный поиск в решении поставленных задач. Для этого учителю необходимо уметь грамотно и правильно организовывать урок, создавать условия с помощью дополнительных возможностей, такие как применение компьютерных технологий, что поможет развить способности каждого ребенка.

В условиях обновления школьной реформы методика обучения предметов предъявляет к учителю и уроку новые требования. Между тем, важно отметить, что современная методика образования исправляет существенный недостаток, когда уроки различных предметов направляются на механическое усвоение сведений, а не на речевое общение. В недалеком прошлом, отсутствие конструктивных умений учителя сказывалось и в том, что он зачастую не мог точно ответить, в чем заключается цель урока, каковы его место и роль в учебном процессе. Сейчас же наблюдается обратное действие, когда классическая структура урока представляется в следующей форме:

1) Презентация (соответствующая перспективному плану педагога);
2) Цели урока (как основа критериального оценивания);
3) Ход урока (использование различных методов и технологий, выполнение учащимися различных заданий педагога в индивидуальной, парной или же групповой форме);
4) Рефлексия урока (выводы, достижения целей и обратная связь от учащихся в виде их мнений).

Все вышесказанное должно быть обязательным для учителя, при преподавании в современной школе.

Коммуникативная направленность предметов предполагает определения целей не через действия учителя (закрепить, повторить, познакомить) или через действия ученика (прочитать, составить вопросы и т. д.). Целью конкретного урока должно быть формирование умений и навыков в определенном виде деятельности, на определенном языковом материале, применительно к определенной теме. При формулировке целей урока должны ставиться определенные коммуникативные задачи: формирование, совершенствование, развитие навыков и умений. Чтобы определить цель урока необходимо вычленить то новое, что он в себе несет. Новым может быть использование, усвоение того или иного материала, формирование конкретных навыков в том или ином виде деятельности на базе изучаемой конструкций.

В сфере коммуникативной деятельности учителя неприемлема огромная дистанция в отношениях «учитель-ученик». Учитель должен общаться с детьми, а не отдавать приказы резким требовательным тоном. Важна оценка работы ученика в конце урока. Сухо, формально оцененный ответ вызывает скованность, напряженность в поведении учеников, пассивность, желание отсидеться, остаться незамеченным, страх допустить ошибку. Для преодоления барьера, как показал опыт, нужна атмосфера доброжелательности, помощи, поддержки, внутренней свободы, что вызовет со стороны учащегося интерес к предмету и необходимый контакт.

В современной методике с помощью коммуникативных и организаторских умений педагога налаживается пропорция между временем говорения учителя и временем говорения ученика на уроке. Учитель на уроке не должен сам задавать вопросы, несколько раз их повторять, сам отвечать, читать и исправлять ошибки, а ученики не должны давать односложные ответы. Цели урока могут считаться достигнутыми тогда, когда учитель готовясь к уроку, согласно своему перспективному плану строго продумывает способы руководства учениками, формулировки заданий, инструкций к действию, трудных и легких моментов в уроке, моменты разрядки, отдыха, переключения с одного вида работы на другой, использует разнообразие форм работы. Педагог должен уметь распределять задания по трудности в соответствии с возможностями ученика, чтобы вовлечь в работу весь класс. Смысл такого компонента урока, как подведение итогов — рефлексия, это осознание учениками сделанного, создание стимулов для дальнейшей работы. Цель не достигается, если дается лишь оценка учителя без анализа ответов детей, поэтому в новых методах проведения урока часто используется система самооценивания учащимися себя и друг-друга.

Еще существуют недочеты, наблюдаемые в организаторской деятельности учителя, которые проявляются в непродуманности структуры урока, однообразии используемых форм работы в классе, нарушении пропорций в распределении времени на отдельные части урока, слабом контроле усвоения знаний, однообразия способов исправления ошибок.

В настоящее время недопустима такая форма работы, как просто вопросно-ответная беседа. Сейчас требуются аргументированные ответы учеников, их рассуждения, доказательства и выводы. Учитель обязан применять в своей работе различные методики обучения, такие как: лекции, семинары, тренинги, модульные обучения, работа в парах, групповая работа. Такой вид занятий, как работа в парах и групповая работа дает максимальный эффект при закреплении, активизации и систематизации представленного материала. А также широко применять и использовать информационно-компьютерные технологии.

Использование различных педагогических методик дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов учащихся. В педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т. д. Современное обучение использует ряд источников информации, в визуально-образных данных (видеоматериалы, графики и т. п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Однако, внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, они лишь будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Современный учитель любых предметов также не может «зацикливаться» только на своём предмете. Требования настоящей и будущей системы образования к учителю таковы, что он постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем. Поэтому, важно отметить, что одним из основных факторов современного образования является интеграция предметов, которая позволяет учащимся лучше понимать возможности применения полученных знаний.

Наблюдения показывают, что учителя не всегда могут квалифицированно проанализировать и оценить урок своей коллеги. Оценка урока часто сводится к таким замечаниям, как: «урок удачный / неудачный», «ученики работали хорошо / плохо» или «на уроке были / не были использованы наглядные средства» и т. д. Между тем, в работе учителя очень важны умения анализировать урок, оценивать его, выявлять все — то интересное, новое, что можно перенять и использовать в своей работе. Современному учителю могу предложить следующею схему многоаспектного анализа урока. Эта схема состоит из нескольких частей, раскрывающих цели и место данного урока в цепи других уроков, его структуру, формы работы, распределение времени, коммуникативные способности учителя и отношение учеников к учителю и к уроку. Для удобства пользования части схемы расположены в последовательности, соответствующей основным этапам урока:

1) Цель и место данного урока в цепи других уроков (на что урок ориентирован, какие преследует комплексные цели и место данного урока в ряду других уроков);
2) Структура урока (критерии оценивания данного урока);
3) Формы работы на уроке (применение различных современных технологий);
4) Распределение времени (рациональное использование частей урока);
5) Коммуникативные навыки учителя;
6) Оценка поведения учеников на уроке (их взаимосвязь с педагогом).

В заключении, хотелось бы сказать, что наша Республика Казахстан сейчас находится на пороге больших изменений во всех сферах деятельности, в том числе и в институте образования. От современных педагогов зависит будущее нынешних учащихся и будущее всей страны, которая должна идти в ногу со всем мировым сообществом. А для этого, уже сейчас каждый педагог должен не просто давать знания ученикам, а с помощью современных методов преподавания вырастить грамотную, интеллектуальную, эрудированную и разностороннюю личность нового времени.

Список литературы

1. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе. Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, 2015.). М.: Буки-Веди
2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение, 1984
3. Трушина Л. Б. Протокол анализа и оценки урока иностранного языка. Русский язык за рубежом, 1981 г
4. Колюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. — 2002, 2003

Категория: