Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие на тему «Мир по правилам»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цель: Формирование знаний об основных правах человека, закрепленных в Конституции Республики Казахстан.

Занятие на тему «Мир по правилам»

Задачи:

  • Познакомиться с основными правами человека, закрепленными в Конституции Республики Казахстан.
  • Осознать взаимосвязь понятий: права человека, справедливость, мораль.
  • Осознать необходимость соблюдения прав и обязанностей в обществе.

Оборудование: плакаты, маркеры, выдержки из Конституции РК, доска для презентации работы в группах, карточки для проведения рефлексии.

I этап

Актуализация. Если внимательно вглядеться в окружающий мир и попробовать под этим углом зрения посмотреть на человеческие взаимоотношения, то можно увидеть определенный порядок в том, как расположены здания, помещения внутри зданий, вещи внутри этих помещений. Есть порядок в одежде людей, в их разговорах, отношениях, связях. Обратите внимание, как мы говорим — если нарушится порядок речи — мы не поймем друг друга. Можно заметить, что некоторые сами собой разумеющиеся явления и события потому и привычны, что происходят по порядку, в соответствии с правилом.

Мозговой штурм. Попробуйте назвать такие явления. Примерные варианты ответов: этикет, правила дорожного движения, правила техники безопасности, правила игр, правила ведения переговоров и др.

Объяснение учителя. Когда порядок — правило действует, мы его практически не замечаем. Вполне естественно, что головной убор носят на голове, а ботинки на ногах. Вполне привычно и нормально, что люди приветствуют друг друга при встрече, что родители беспокоятся о своих детях и т.д.

Представьте себе, что сказав приятелю «привет» при встрече, ты не получишь ответа. Значит, что-то случилось. Нарушен порядок отношений. Получается, что мы обычно вспоминаем о порядке, об определенных правилах, когда они уже нарушены, и мы сталкиваемся с результатами этих нарушений. Часть этих правил, которые регулируют отношения между людьми, составляют ту духовную часть культуры, которую называют моралью.

Давайте запишем в тетрадь определение: «Мораль — это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям». Человек, когда взрослеет, учится вести себя не только в соответствии с собственным сиюминутным желанием, но и с мнением и желаниями других людей. Так, в человеческой жизни, кроме «хочу» появляется и «можно — нельзя», «хорошо — плохо» и еще очень важное «надо». Понятие морали тесно связано с понятием человека о справедливости.

Мозговой штурм. Что означает «быть справедливым?». Примерный ответ: «Справедливый» означает «честный» и «правый», предоставляющий одинаковые возможности, одинаковое отношение к каждому, согласно существующим правилам. Жизнь была бы справедливой, если бы мы все имели одинаковые возможности: если бы у всех было бы достаточно пищи, достаточно чистой питьевой воды; если бы все могли учиться в школе; если бы ко всем было одинаковое отношение, независимо от цвета их кожи, пола или религии; если бы каждый мог свободно участвовать в выборах. Это лишь некоторые примеры, иллюстрирующие, что такое справедливость.

Разминка. Игра «Измерение справедливости» На полу класса чертится (раскладывается сделанный из бумаги) гигантский градусник. Учащимся предлагается встать по всей длине градусника так, чтобы те, кто много раз чувствовал себя несправедливо обиженным и может привести примеры, оказались в самой «горячей» точке градусника. А те, кто ни разу не испытывал несправедливости в отношении себя, занимают место на противоположном конце. Все остальные могут распределиться по всей длине градусника или даже оказаться «на нуле», если им нечего сказать или они не совсем понимают, о чем идет речь. После «измерения справедливости» учащиеся встают в круг и по очереди высказываются по поводу несправедливости, допущенной в их отношении.

Вывод: Правила в обществе необходимы, если люди хотят избежать беспорядка и хаоса. Но каждое правило должно быть рассмотрено с точки зрения его справедливости и основываться на нормах морали.

II этап

Слова учителя: Права человека — это нормы, правила отношений, в которых всегда есть две стороны: человек, личность и государство — сильная властная машина с армией, полицией, тюрьмами, перед которой человек всегда бессилен. И он никогда не сможет противостоять в одиночку государству, если это государство не будет ограничено правом, законом. Поэтому зашита прав человека во всех цивилизованных странах сегодня является самой главной задачей государства.

Работа в группах. «Что такое права человека?». Учащиеся получают карточки с выдержками из Конституции Республики Казахстан об основных правах граждан. После анализа статей им предлагается вывести свои заключения «Что такое права человека?».

Материал для работы в группах:

Статья 12

2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными к неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 13

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Статья 15

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Статья 16

1. Каждый имеет право на личную свободу. Статья 33

2. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

Статья 17

1. Достоинство человека неприкосновенно.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 18

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

Статья 19

1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 20

1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Статья 21

1.1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.

2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Статья 24

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на отдых.

Статья 23

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом

Статья 25

1. Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

Статья 26

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

Статья 28

1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Статья 29

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

Статья 30

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Статья 31

1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

Статья 32

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Примерные комментарии групп:

Права человека — это основные нормы, они лежат в основе свободы, справедливости и мира.
Права человека одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания.
Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они принадлежат людям просто потому, что они люди. Их соблюдение гарантируется государством. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека, ни по какой причине.

Обсуждение. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. Баланс прав и обязанностей означает, что мы должны осуществлять наши права в определенных пределах, которые регулируются законами. В Конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:

  • Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (Статья 34).
  • Каждый обязан уважать государственные символы Республики (Статья 34).
  • Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (Статья 35).
  • Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина (Статья 36).
  • Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Статья 37).
  • Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (Статья 38).
  • Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (Статья 39).

III этап

Итог занятия. Итак, мы обсудили права и обязанности человека, узнали о том, что права регулируют отношения между людьми, человеком и государством. Права человека основываются на идеале справедливости, приятном обществе, и соотносятся с его моралью.

Рефлексия. Учащиеся получают таблички для проведения рефлексии.

Источник: ДЗПД СКО