Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие на тему: «Казахстан — наш общий дом»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Нурмуканова Залиха Сейтеновна воспитатель предшкольной подготовки КГУ «Леденевская средняя школа Мамлютского района Северо-Казахстанской области»

Занятие на тему: «Казахстан — наш общий дом»

Образовательная область: Познание

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Цель: Расширять и обобщать знания детей о государственных символах Республики Казахстан. Воспитывать у дошкольников любовь к Родине, к родному краю, уважение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе и всему окружающему.

В игре: Развивать умение действовать по правилам.

Предварительная работа: беседа о Родине; рассматривание иллюстраций; прослушивание звукозаписи; чтение художественного слова.

Оборудование: Презентация, карта республики Казахстан, посылка с атрибутами к игре. Платок, цветной колпак, колечко. Музыкальный центр, диски. Куклы в национальных костюмах. Маленькая юрта. Цветные иллюстрации природы Казахстана, национальных костюмов. Поделки и рисунки детей.

Ход занятия:

Релаксация:

Сәлем күн! Сәлем аспан! Сәлем достар!
Сәлеметсіз бе мейрімді қонактар!
Встало солнышко с утра,
Просыпаться всем пора.
С добрым утром глазки!
С добрым утром ушки!
С добрым утром ножки!
С добрым утром ручки!

Воспитатель: Все проснулись?

Дети: Да! Глазки смотрят, ушки слушают. Ручки хлопают, ножки топают.
С добрым утром все друзья! (Раздается стук в дверь)

— Кто это к нам стучится? Заношу посылку.

— Ребята, вот посылка. А на ней написано что-то. Я прочитаю, ведь вы пока ещё не умеете читать. Адрес: Казахстан, село Леденево, Леденевская школа, ученикам предшкольного класса от Почтальона Печкина деревня Простоквашино.

— Ребята, верно посылка по адресу? А теперь посмотрим что-же там внутри. (Достаю карту РК)

— Что это?

Дети: Это карта Республики Казахстан! Наша Родина! Біздің Отан!

А у нас ребята знают замечательные стихи о Родине!

Ольга:
Отан деген Атамекен!
Отан деген туған жер!
Отан ана, отан үлкен!
Қазақстан туған ел!

Мирас:
Отан менің — ата — анам,
Отан досым, бауырым!
Отан өлкен — Астана.
Отан туған — ауылым!

Магдалина:

Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой и неоглядными полями.
Привет тебе, народ, родимый герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной!

Наша Республика Казахстан имеет государственные символы. Назовите их (флаг, герб и гимн). (Открываем журнал с гос. символами на интерактивной доске)

Государственный флаг он сине-голубого цвета. В центре флага, мы видим парящего под золотым солнцем орла, а по краю полоску казахского национального орнамента.

Голубой фон нашего государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов нашего народа, пожелания мирного неба.

Золотое солнце, купающее в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство.

Орел — царь птиц. В облике степного орла на нашем знамени воплощен образ свободолюбивого народа — его сила, зоркость, стремление всегда быть на высоте.

— Посмотрите, а что изображено на этой странице?

Герб нашей Родины. Государственный герб Казахстана, представляет собой изображение шанырак на голубом фоне, от которого по двум сторонам расходятся золотые сказочные кони. В верхней части пятиконечная звезда, в нижней надпись «Казахстан». Образ шанырак в государственном гербе — это образ нашего общего дома, общей Родины всех народов, проживающих в Казахстане.

— А еще, какой государственный символ мы не отметили?

— Гимн!

Гимн поется торжественным голосом. Все стоят ровно, приложив правую руку на сердце. (Встаем и прослушиваем гимн. Звучит гимн Республики Казахстан.

— Посмотрите и скажите, кто изображен на этом снимке?

Дети: Президент Казахстана Назарбаев Нурсултан Абишевич.

— Кто назовет, как называется столица Казахстана? (Астана) Астана — это большой и красивый город. Давайте посмотрим видео — клип о нашей столице. (Просмотр)

Сейчас мы с вами поиграем в игры. В посылке атрибуты, которые помогут провести игры. (В посылке лежат: платок большой, веревочка с колечком, колпак).

— Начинаем играть! Первый атрибут — платок. (Звучит узбекская музыка).

1 игра: — Узбекская народная игра «Волшебный шатер».

Детей ставят по четыре человека, между ними летит платок, звучит веселая музыка, дети идут по кругу, выполняя знакомые танцевальные движения. Музыка останавливается, дети быстро поднимают платок за концы, образуя шатер (проводится 2–3 раза).

— Ребята, кто знает казахские пословицы и поговорки о Родине?

Богдан: Человек без Родины, что соловей без песни.

Юлиана: Земля родная-колыбель золотая.

Жайна: Конь — крылья батыра.

Дима: Жить — Родине служить.

Анеля и Юра прочитают прекрасное стихотворение о дружбе — «Дети Земли»

1. Есть белые дети, есть чёрные дети, есть жёлтые дети на нашей планете.
Весь наш Казахстан, как большой летний сад, где каждый друг другу, сестра или брат.

2. Пусть общими будут на веки, на веки и небо, и солнце, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и синее знамя пусть будут все дети на веки друзьями!

2 игра: — Казахская народная игра: «Сақина». (Звучит казахская песенка)

— Ксения, посчитай считалку, кто будет голить?

В игру «Сакина» — «Колечко» играли еще наши бабушки и дедушки. Встаньте широким кругом, вытянете руки со сложенными вместе ладонями. Водящий (он в центре круга) с «колечком» обходит игроков, делая вид, что опускает кольцо, в ладонь. Говорит такие слова: «Бір., екі,үш, сақина, шық» (Раз, два, три, колечко выходи).. (Звучит казахская музыка). (Играем 3–4 раза).

— Велика и необъятна наша Родина. На необъятных степных просторах выращивают богатый урожай пшеницы. Есть у нас белоснежные горы, озера, полноводные реки, бескрайные степи, густые леса Богата наша страна полезными ископаемыми: нефть, уголь, газ, минералы. Природу надо любить и беречь.

Казахский народ очень гостеприимный. Если гость зашел в дом, то хозяева обязательно пригласят к достархану.

-Чем угощают гостя? (Чаем, баурсаками)

Третий атрибут — колпак.

3 игра: Украинская народная игра «Узнай, чей голосок?» (Звучит украинская песенка.)

Считалка: Тара-тара-тара. Там-там.
За раз поиграю сам!

По считалке мы узнаем, который из вас будет водящим. Большой колпак одевается на голову ребенка, он стоит на середине, дети по кругу стоят. Водящего раскрутить три раза, поставить, где он остался, он пальчиком указывает на ребенка, тот падает голос. (Говорит его по имени.). Если водящий узнал, то он должен поменяться с ними местами, а если нет, то танцует или рассказывает стих, или пословицу. (Играем 3 раза).

— Наша республика многонациональна — это значит, что проживают разные народы и русские и казахи, немцы и поляки, украинцы и белорусы, чеченцы и армяне и другие нации.

Мы в школе, в классе живем в дружбе и согласии. Мы тоже все разной национальности. А вы знаете, какой вы национальности? (Дети называют свое имя и национальность.) Мы должны уважать обычаи и традиции разных народов. Теперь посмотрим, как мы живем в классе.

Итог занятия: Что нового вы узнали? В какие игры играли? (Ответы детей).

1. Узбекская народная игра «Волшебный шатер».
2. Казахская народная игра «Сақина»
3. Украинская народная игра «Узнай, чей голосок?»

Сюрприз в посылке — сладости.

Попрощаемся с гостями: — «Сауболыңдар!» До свидания!

Источник: httpss://xclass.ucoz.kz/index/tema_kazakhstan_nash_obshhij_dom_kravchenko_l_i/0-64-моё

Категория: