Шестой международный творческий конкурс «Зимние забавы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Времена года. Весна

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Слётина Анастасия Николаевна
воспитатель подготовительной группы,
второй категории, ГККП «Ақ Бота»
г. Петропавловска

Времена года. Весна

Конспект занятия по развитию речи в контексте билингвизма

(подготовительная группа)

Цель:

1. учить составлять описательные рассказы на основе картины, по опорным словам;
2. закреплять знания о начале весны, ее приметах и народных названиях;
3. активизация словаря словами-признаками (билингвальный подход).

Материал к занятию: картина А.Саврасова «Грачи прилетели», карточки со словами: весна, снег, грачи, лужи, солнце, көктем, ұзақтар, қар, шалшықтар.

Ход занятия

Воспитатель: Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга
Капли падают звеня
Солнце ярко пригревает
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Дұрыс. Весна қазақша айтайық.

Дети: Көктем.

Воспитатель: Вы любите весну? Многие любят весну, потому что это прекрасное время года. Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их.

Дети: Март.

Воспитатель: Первый весенний месяц. Бәріміз 6ipre қайталайық.

Дети: Наурыз.

Воспитатель: А второй весенний месяц?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Қыздар, қазақша айтайық.

Дети: Сәуір.

Воспитатель: А после апреля идет…? (хором)

Дети: Май.

Воспитатель: Ұлдар, қазақша айтайық.

Дети: Мамыр.

Воспитатель: Оқыиқ.

Дети: Наурыз. Сәуір. Мамыр.

Воспитатель: Мынау қай айлары?

Дети: Көктем айлары.

Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық.Жарайсындар. Весенние месяцы — это три братца, у которых своя работа, свои обязанности. Сегодня у нас в гостях картина художника Саврасова об одном из этих месяцев, а вот о каком мы сможем узнать, если внимательно вглядеться в нее. Полюбуйтесь. Понравилось? Что вы видите, прежде всего?

Дети: Голые деревья.

Воспитатель: Это зимние березки. Енді. Қазақша айтайық.

Дети: Қайын.

Воспитатель: Өте жақсы. Зимние березки, а на них…

Дети: Стаи птиц.

Воспитатель: Догадались как их зовут?

Дети: Грачи.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Ұзақтар.

Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық. Ұзақтар. Жарайсындар. Грачи — первые перелетные птицы, которые прилетели с теплых стран и на крыльях принесли весть о начале весны. Недаром в народе говорят: «Грачи — вестники весны». Как называют грачей, если они приносят весть о весне? Повторим. Грачи — вестники весны.

Дети: Грачи — вестники весны (шепотом, громко, радостно).

Воспитатель: Вестники весны кто?

Дети: Вестники весны — грачи.

Воспитатель: Смотрю на вестников весны и думаю, а чем они заняты? Вглядитесь в картину.

Дети: Грачи строят гнезда.

Воспитатель: Каждой птице нужен свой дом, поэтому сколько гнезд?

Дети

Воспитатель: Да, действительно, стая большая и гнезд должно быть очень много. Я внимательно посмотрела на стаю грачей, у кого-то открыт рот, некоторые кружат вокруг гнезд, вьются над березками, и я подумала, а какое у них настроение? Как думаете?

Дети: Радостное. Веселое.

Воспитатель: А если они хлопочут, то какое?

Дети: Хлопотливое.

Воспитатель: А если это весной, то какое?

Дети: Весеннее.

Воспитатель: Весна пришла. Кто прилетел?

Дети: Грачи прилетели.

Воспитатель: Так и назвал картину А.Саврасов. «Грачи прилетели» запомним.

Дети: Грачи прилетели.

Воспитатель: А в народе за прилет грачей называется этот месяц как? Вспомните.

Дети: Грачевник.

Воспитатель: Повторим (девочки, мальчики — 2 раза).

Воспитатель: Это народное название месяца, а вот календарное мы сможем узнать если внимательно вглядимся в I план картины. Что вы видите здесь?

Дети: На первом плане снег.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Қар.

Воспитатель: Дұрыс. А снег какой? Одно слово.

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Сулы.

Воспитатель: Рассыпчатый?

Дети: Липкий.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Жабысқақ.

Воспитатель: Өте жақсы. Белый?

Дети: Сероватый.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Сұрғылт.

Воспитатель: Теплый?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Суық.

Воспитатель: Вот такой снег, прочитаем хором… (дети читают на казахском, воспитатель на русском). Бывает только весной. И эта примета весеннего месяца. А чуть подальше, что заметили на картине?

Дети: Чуть подальше — лужи.

Воспитатель: Растаявший снег. А это примета зимы или весны?

Дети: Весны.

Воспитатель: Да, конечно. Продолжаем всматриваться в картину. А какую еще примету весны вы заметили? Кругом снег, а здесь земля, как называются островки земли весной, вспомните.

Дети: Проталина.

Воспитатель: Это вытаявшая земля, с которой сошел снег. Повторим. Проталина — это тоже примета весеннего месяца, и за проталины его в народе как называют?

Дети: Проталъник.

Воспитатель: Положим в копилку.

Воспитатель: В народе этот весенний месяц называют грачевник, протальник, а как в календаре называют? Вспомним все приметы весны. Кто прилетел?

Дети: Прилетели грачи.

Воспитатель: Какой стал снег?

(Дети перечисляют какой снег)

Воспитатель: Что образовалось?

Дети: Образовались лужи.

Воспитатель: И появились из-под снега?

Дети: Проталины.

Воспитатель: Все это признаки какого месяца?

Дети: Это приметы марта.

Воспитатель: И это календарное название первого весеннего месяца, который поэты называют утро весны. А как мы узнали?

Дети: Внимательно всматривались в картину и находили все приметы весны.

Воспитатель: Красивую картину написал художник А.Саврасов о первом весеннем месяце, о начале весны красками? А можно писать и словесные пейзажи. Хотите попробовать? А чтобы рассказ получился грамотным, понятным и о весне нам помогут опорные слова. Прочитаем.

Солнце.
Весна.
Снег.
Лужи.
Грачи.

Воспитатель: Выглянуло солнышко и стало греть ласковее, теплее. Наступила весна. Снег стал мокрым серым. Появились лужи, а где-то проталины. Грачи занялись строительством гнезд. Понравился вам рассказ? А сейчас я слова переставлю

Грачи.
Весна.
Солнце.
Снег.
Лужи.

Воспитатель: Прочитаем. Кто составит свой рассказ?

Дети: Прилетели грачи и принесли на крыльях весть о начале весны. Солнышко стало греть теплее. Снег начал таять и появились лужи.

Воспитатель: Бүгін бізге қонаққа Сәуле келді (К нам сегодня в гости пришла Сауле). Сәуле әнгімемізді қазақша айтайық (Расскажем Сауле наш рассказ на казахском языке)? А помогут составить рассказ слова. Прочитаем.

Ұзақтар.
Көктем.
Күннің көзі.
Қар.
Шалшықтар.

Воспитатель: Нелер ұшып келді?

Дети: Ұзақтар ұшып келді.

Воспитатель: Қай жыл мезгілі келді?

Дети: Көктем келді.

Воспитатель: Не аяулы жылытады?

Дети: Аяулы куннің көзі жылытады.

Воспитатель: Не ериді?

Дети: Қар epuді.

Воспитатель: Не көрінді?

Дети: Шалшықтар көрінді.

Воспитатель: Әнгімемізді қайталайық. Өте жақсы. А Сауле понравилось, как вы думаете? Давайте спросим. Сауле, саған ұнады ма?

Дети: Иә, өте ұнады. Жарайсьндар, балалар.

Воспитатель: Молодцы, а рассказ получился грамотный, понятный, потому что использовали опорные слова. Балалар сабақ аяқталды.