Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Времена года. Весна

 

 

Слётина Анастасия Николаевна
воспитатель подготовительной группы,
второй категории, ГККП «Ақ Бота»
г. Петропавловска

Времена года. Весна

Конспект занятия по развитию речи в контексте билингвизма

(подготовительная группа)

Цель:

1. учить составлять описательные рассказы на основе картины, по опорным словам;
2. закреплять знания о начале весны, ее приметах и народных названиях;
3. активизация словаря словами-признаками (билингвальный подход).

Материал к занятию: картина А.Саврасова «Грачи прилетели», карточки со словами: весна, снег, грачи, лужи, солнце, көктем, ұзақтар, қар, шалшықтар.

Ход занятия

Воспитатель: Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга
Капли падают звеня
Солнце ярко пригревает
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Дұрыс. Весна қазақша айтайық.

Дети: Көктем.

Воспитатель: Вы любите весну? Многие любят весну, потому что это прекрасное время года. Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их.

Дети: Март.

Воспитатель: Первый весенний месяц. Бәріміз 6ipre қайталайық.

Дети: Наурыз.

Воспитатель: А второй весенний месяц?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Қыздар, қазақша айтайық.

Дети: Сәуір.

Воспитатель: А после апреля идет…? (хором)

Дети: Май.

Воспитатель: Ұлдар, қазақша айтайық.

Дети: Мамыр.

Воспитатель: Оқыиқ.

Дети: Наурыз. Сәуір. Мамыр.

Воспитатель: Мынау қай айлары?

Дети: Көктем айлары.

Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық.Жарайсындар. Весенние месяцы — это три братца, у которых своя работа, свои обязанности. Сегодня у нас в гостях картина художника Саврасова об одном из этих месяцев, а вот о каком мы сможем узнать, если внимательно вглядеться в нее. Полюбуйтесь. Понравилось? Что вы видите, прежде всего?

Дети: Голые деревья.

Воспитатель: Это зимние березки. Енді. Қазақша айтайық.

Дети: Қайын.

Воспитатель: Өте жақсы. Зимние березки, а на них…

Дети: Стаи птиц.

Воспитатель: Догадались как их зовут?

Дети: Грачи.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Ұзақтар.

Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық. Ұзақтар. Жарайсындар. Грачи — первые перелетные птицы, которые прилетели с теплых стран и на крыльях принесли весть о начале весны. Недаром в народе говорят: «Грачи — вестники весны». Как называют грачей, если они приносят весть о весне? Повторим. Грачи — вестники весны.

Дети: Грачи — вестники весны (шепотом, громко, радостно).

Воспитатель: Вестники весны кто?

Дети: Вестники весны — грачи.

Воспитатель: Смотрю на вестников весны и думаю, а чем они заняты? Вглядитесь в картину.

Дети: Грачи строят гнезда.

Воспитатель: Каждой птице нужен свой дом, поэтому сколько гнезд?

Дети

Воспитатель: Да, действительно, стая большая и гнезд должно быть очень много. Я внимательно посмотрела на стаю грачей, у кого-то открыт рот, некоторые кружат вокруг гнезд, вьются над березками, и я подумала, а какое у них настроение? Как думаете?

Дети: Радостное. Веселое.

Воспитатель: А если они хлопочут, то какое?

Дети: Хлопотливое.

Воспитатель: А если это весной, то какое?

Дети: Весеннее.

Воспитатель: Весна пришла. Кто прилетел?

Дети: Грачи прилетели.

Воспитатель: Так и назвал картину А.Саврасов. «Грачи прилетели» запомним.

Дети: Грачи прилетели.

Воспитатель: А в народе за прилет грачей называется этот месяц как? Вспомните.

Дети: Грачевник.

Воспитатель: Повторим (девочки, мальчики — 2 раза).

Воспитатель: Это народное название месяца, а вот календарное мы сможем узнать если внимательно вглядимся в I план картины. Что вы видите здесь?

Дети: На первом плане снег.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Қар.

Воспитатель: Дұрыс. А снег какой? Одно слово.

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Сулы.

Воспитатель: Рассыпчатый?

Дети: Липкий.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Жабысқақ.

Воспитатель: Өте жақсы. Белый?

Дети: Сероватый.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Сұрғылт.

Воспитатель: Теплый?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Қазақша айтайық.

Дети: Суық.

Воспитатель: Вот такой снег, прочитаем хором… (дети читают на казахском, воспитатель на русском). Бывает только весной. И эта примета весеннего месяца. А чуть подальше, что заметили на картине?

Дети: Чуть подальше — лужи.

Воспитатель: Растаявший снег. А это примета зимы или весны?

Дети: Весны.

Воспитатель: Да, конечно. Продолжаем всматриваться в картину. А какую еще примету весны вы заметили? Кругом снег, а здесь земля, как называются островки земли весной, вспомните.

Дети: Проталина.

Воспитатель: Это вытаявшая земля, с которой сошел снег. Повторим. Проталина — это тоже примета весеннего месяца, и за проталины его в народе как называют?

Дети: Проталъник.

Воспитатель: Положим в копилку.

Воспитатель: В народе этот весенний месяц называют грачевник, протальник, а как в календаре называют? Вспомним все приметы весны. Кто прилетел?

Дети: Прилетели грачи.

Воспитатель: Какой стал снег?

(Дети перечисляют какой снег)

Воспитатель: Что образовалось?

Дети: Образовались лужи.

Воспитатель: И появились из-под снега?

Дети: Проталины.

Воспитатель: Все это признаки какого месяца?

Дети: Это приметы марта.

Воспитатель: И это календарное название первого весеннего месяца, который поэты называют утро весны. А как мы узнали?

Дети: Внимательно всматривались в картину и находили все приметы весны.

Воспитатель: Красивую картину написал художник А.Саврасов о первом весеннем месяце, о начале весны красками? А можно писать и словесные пейзажи. Хотите попробовать? А чтобы рассказ получился грамотным, понятным и о весне нам помогут опорные слова. Прочитаем.

Солнце.
Весна.
Снег.
Лужи.
Грачи.

Воспитатель: Выглянуло солнышко и стало греть ласковее, теплее. Наступила весна. Снег стал мокрым серым. Появились лужи, а где-то проталины. Грачи занялись строительством гнезд. Понравился вам рассказ? А сейчас я слова переставлю

Грачи.
Весна.
Солнце.
Снег.
Лужи.

Воспитатель: Прочитаем. Кто составит свой рассказ?

Дети: Прилетели грачи и принесли на крыльях весть о начале весны. Солнышко стало греть теплее. Снег начал таять и появились лужи.

Воспитатель: Бүгін бізге қонаққа Сәуле келді (К нам сегодня в гости пришла Сауле). Сәуле әнгімемізді қазақша айтайық (Расскажем Сауле наш рассказ на казахском языке)? А помогут составить рассказ слова. Прочитаем.

Ұзақтар.
Көктем.
Күннің көзі.
Қар.
Шалшықтар.

Воспитатель: Нелер ұшып келді?

Дети: Ұзақтар ұшып келді.

Воспитатель: Қай жыл мезгілі келді?

Дети: Көктем келді.

Воспитатель: Не аяулы жылытады?

Дети: Аяулы куннің көзі жылытады.

Воспитатель: Не ериді?

Дети: Қар epuді.

Воспитатель: Не көрінді?

Дети: Шалшықтар көрінді.

Воспитатель: Әнгімемізді қайталайық. Өте жақсы. А Сауле понравилось, как вы думаете? Давайте спросим. Сауле, саған ұнады ма?

Дети: Иә, өте ұнады. Жарайсьндар, балалар.

Воспитатель: Молодцы, а рассказ получился грамотный, понятный, потому что использовали опорные слова. Балалар сабақ аяқталды.