Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Виды чтения и их значение для скоростного чтения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кухаренко Марина Васильевна учитель начальных классов I категории стаж работы 22 года КГУ средняя школа-комплекс национального возрождения № 17 г. Петропавловск

Фото с сайта www.pro-detey.ru

Скорость чтения должна быть комфортной для читающего. Это значит, что она не должна быть слишком медленной, чтобы слова, предложения, фразы воспринимались целиком, как смысловая единица, не дробились бы в сознании на частицы, которые невозможно связать друг с другом, чтобы содержание прочитанного не ускользало.

Орфографическое чтение. Многолетняя практика показывает высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее, вид моторной памяти. Она проявляется по-разному: зависит от врождённых особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов. Всё это учитывается при проведении тренировочных упражнений. Орфографическое чтение означает, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти речевого аппарата. Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается, и тем быстрее появляются положительные результаты.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно теряет цельность и не остаётся в памяти движений речевого аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и хорошо отличают 2 вида чтения: Читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста и на любом уроке.

Чтение с повтором. Хороший результат в развитии навыка скоростного и осознанного чтения даёт упражнение «Чтение с повтором». Следует проводить работу следующим образом. Берётся любой текст, например «Звёзды».
Звёзды — огромные раскалённые шары. Все раскалённые предметы светят. Вспомните, например, как выглядят дрова в костре. Но звёзды не греют нашу планету и кажутся маленькими. Это происходит потому, что они находятся очень далеко от Земли.

Читать следует так:

Звёзды —
Звёзды — огромные
Звёзды — огромные раскалённые
Звёзды — огромные раскалённые шары.
Звёзды — огромные раскалённые шары. Все
Все раскалённые
Все раскалённые предметы
Все раскалённые предметы светят.
Все раскалённые предметы светят. И т. д.

Чтение методом ритмических фиксаций. Читать любые тексты методом скачкообразного перебрасывания взгляда на каждый удар звучащего ритма (например, карандаш, метроном). Если строки текста содержат до 30 знаков (букв), то взгляд следует бросать на начало и конец каждой строки, т. е. фиксировать его 2 раза на каждой строке. Если строки содержат более 30 знаков, то нужно фиксировать взгляд 3 раза на каждой строке: в начале, в середине и в конце.

Чтение методом ритмических скольжений. Для этого метода лучше читать тексты описательного характера. Упражнение проводится следующим образом: взгляд фиксируется на начале строки, потом скользит вдоль строки до конца; взгляд фиксируется на начале второй строки и проскальзывает до конца строки и т. д.

Чтение методом принудительной артикуляции. Читать тексты, одновременно механически подсчитывая про себя или вслух количество прочитываемых слов. Счёт вести до 10 (20, 30). Досчитав до 10 (20, 30,) начинать считать заново. Главное в упражнении — максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание.

Чтение методом форсирования скорости. Для этого метода рекомендуется читать тексты с колонками шириной в 30–45 знаков (из газет, журналов), перекрывая сверху одну за другой прочитанные строки. Перекрывать строки нужно листом плотной бумаги, ведя его рукой по странице вниз. Лист бумаги передвигается со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке так, чтобы учащийся каждый раз, прочитывая очередную строку, не успевал бы прочитать последние слова в каждой строке.

Чтение по кругу. Один и тот же текст ребёнок читает 3 раза, причём первый раз методом орфографического чтения для того, чтобы сразу правильно увидеть образ слова и сохранить его. Текст читается сначала 1 минуту, затем подсчитывается количество прочитанных слов. Далее этот же текст читается сначала тоже 1 минуту и снова подсчитывается количество слов. И так третий раз. Предлагается подсчитать количество слов прибавленных от места остановки 1 до места остановки 3. Ребёнок видит, что количество прочитанных слов увеличилось.

Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, а перескакивая через слово. Это упражнение вносит разнообразие, оживление в ставший для ребёнка скучным процесс чтения, создаёт у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно.

Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово в предложении читается первым, предпоследнее слово читается вторым и т. д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз.

Поочерёдное чтение слов слева направо и справа налево. Первое слово читается слева направо, второе — справа налево, третье — слева направо, четвёртое — справа налево и т. д. После столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается " вверх ногами» на 180 градусов. Упражнение формирует в памяти образы букв, развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, а также последующих слов, совершенствует тонкость координаций глаз и точность переработки воспринятой информации.

При систематическом использовании различных видов чтения, направленных на развитие и отработку скоростного чтения, соблюдении методики их проведения, можно значительно совершенствовать скорость чтения, понимание смысла прочитанного, укрепить память, активизировать внимание младших школьников.

Литература

1. О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. Техника быстрого чтения. Москва, «Прометей».1990
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Практическое пособие для обучения детей чтению. ЗАО «Премьера» ГИППВ. 1999
3. О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов. Техника быстрого чтения. Москва. Книга. 1983
4. Л. М. Юшкова. Совершенствование техники чтения. ж. Начальная школа. 1989 № 5
5. Н. К. Винокурова. Развиваем способности детей. Москва. РОСМЭН.2003
6. М. И. Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. Москва. АРКТИ. 2001
7. М. А. Зиганов. Школа рационального чтения. Москва. Образование. 1995 г.

Категория: