5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Вечер инструментальной музыки «Музыка нового времени»

VI Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателейПятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Крывенькая Светлана Валентиновна преподаватель фортепиано, КГУ «ДШИ им. С. Кожамкулова отдела образования акимата Карабалыкского района» Управления образования Костанайской области

Крывенькая Светлана Валентиновна

Разработка музыкального мероприятия отделения фортепиано из цикла «Декабрьские вечера», посвященное 130-летию С. Прокофьева и 115-летию Д. Шостаковича
«Музыка нового времени»

Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой XX века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала XX века.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории советского времени. «Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества — во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных», — так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.

Самая первая пьеса Прокофьева — «Индийский галоп». В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу «Великан» на собственное либретто.

Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет. Они назывались: «Траурный марш памяти жертв революции», «Гимн свободе».

Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.

Их появление объясняет тот факт, что в свои 8-11 лет будущий композитор был свидетелем первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. — по классу фортепиано.

Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Впервые пересеклись жизненные пути композиторов пересеклись в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями- музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В селе Поленово летом 1935г прокофьев отдыхая набросал 12 маленьких пьес для фортепиано, составивших сборник " Детский альбом" по примеру детских пьесок Шумана и Чайковского. все они имеют программные заголовки, связанные с миром ребячьих впечатлений и переживаний. Это летние пейзажи утро, дождь и радуга вечер сказочка. жанрово -танцевальные пьесы марш, вальс. Музыка Прокофьева с большим обаянием и реалистической меткостью воплощает очаровательный мир раннего детства с его наивным кругом представлений в которых сказка переплетается с жизнью.

Диана Каримова исполнит марш Прокофьева

Эти пьески поражают ясностью и выразительностью мелодий, лишенных внешней утрированности. Лучшие из них лирические зарисовки утро, вечер вальс приближаются к классическим образцам детской музыки. .12 пьес открыли целую полосу превосходных сочинений Прокофьева предназначенных для советской детворы. сотни ребят в музыкальных школах вскоре заиграли прокофьевский марш и вальс. Сам же композитор не раз возвращался к этим очень удавшимся пьесам в 1941 г он сделал из них семичастную симфоническую сюиту, в которой оркестровое изложение несколько отяжелило характер музыки

Вальс исполнит Романюк Валерия. Трудность в этой пьесе заключается в том, что всю мелодию, исполняемую нон легато, необходимо сыграть очень связно. Добиваться в звучании непрерывности ведения мелодической линии, избегать механического исполнения каждого звука отдельно.

Цикл Танцы кукол

Данный цикл включает в себя семь пьес: «Лирический вальс», «Гавот», «Романс», «Полька», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Танец». Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла «Детская тетрадь». Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки.

Шарманка- старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку, Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик». Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Посмотрите на изображение шарманки. (см. картинку) Но были и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии.

Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента. Яковлева Лиза исполнит

Танец Шостаковича

У пьесы очень энергичный характер, она полна задора и жизнерадостного веселья. Здесь много трудностей при исполнении стаккато. Оно должно звучать остро, задорно и легко. В быстром темпе трудны для исполнения фигуры из 16-х нот. Их нужно учить как упражнения. Следует очень тщательно исполнять все динамические оттенки, указанные автором.

Танец Шостаковича исполнит Кравцова Татьяна

Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись. Обостренный ритм был не только приметой пианизма Шостаковича, но был самой сутью его души, его мироощущения. В основе всего искусства Шостаковича было предельно обостренное восприятие всего окружающего.

Вальс исполнит Каримова Диана

Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры. С. Прокофьев: опера, балет, симфония симфония, квартет

...10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, В. Шебалин. формалистическое направление в советской музыке, как антинародное и ведущее на деле к ликвидации музыки. (— Добиться исправления положения в советской музыке, ликвидации указанных в настоящем постановлении ЦК недостатков и обеспечения развития советской музыки в реалистическом направлении.

Призвать советских композиторов проникнуться сознанием высоких запросов, которые предъявляет советский народ к музыкальному творчеству.

«Осудить, добиться исправления, обеспечить, призвать проникнуться»

Но на самом деле последствия этого Постановления были ужасными. Музыку этих замечательных композиторов, ставших внезапно опальными, было опасно исполнять — могли придраться и наказать. И их музыкальные произведения были исключены повсеместно. перестали их слышать по радио. Их не исполняли в филармонии. Оперы исключили из репертуара театров. На этих людей стали смотреть как на зачумленных

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию — занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, — свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой жизни — эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери...

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет (до смерти Сталина в 1953 г.). Когда то стиль молодого Прокофьева не без оснований сравнивали с левыми течениями изобразительного искусства 1910-20 годов тенденция антиэстетизм выражалась в пресловутом гротеске, злом окарикатурировании явлений действительности.

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику. Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно, это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события окончательно подорвали его здоровье.

Среди многочисленных произведений советских композиторов, посвятивших важной, благородной и близкой всем народам теме борьбы за мир принадлежит оратории «На страже мира» Прокофьева созданной в 1950г она написана для большого симфонического оркестра смешанного хора, хора мальчиков меццо-сопрано соло и чтеца текст написал С. Маршак. Разнообразными средствами оркестра, хора, сольного пения и дикламации воплощены события Великой Отечественной войны и твердой решимости отстоять мир и дружбу между народами. Оратория состоит из 7 частей, 5 часть «Нам не нужна война» фрагмент-ансамбль из которой мы услышим в исполнении Кравцовой Татьяны.

Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году. 5 марта 1953г Смерть композитора осталась незамеченной так в этот же день умер вождь советского народа — Сталин.

Кончина Прокофьева стала потрясением для Шостаковича, они много общались, творили. Шостакович прожил до 69 лет еще создал много произведений, Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле 1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.

В наши дни музыку Прокофьева и Шостаковича нельзя назвать наследством это живая волнующая современность, его произведения не успели улечься на полках как хрестоматийные опусы Баха или Моцарта.

Категория: