Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-зачет в VII классе по теме «Человек и мир природы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Виноградова Лариса Петровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. С. Г. Гуденко» село Дубровное, Мамлютский район СКО

Цель — учить детей понимать язык пейзажных образов в искусстве, развивать пейзажное мышление, на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком.

Задачи:

образовательная: сформировать представление учащихся о природе и человеке как о природном сообществе;, развивать пейзажное мышление, на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком.
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание, коммуникативные навыки учащихся.
воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, любовь к художественному слову; природе своей страны, края; взаимопонимание, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, жетоны — «умы» для вручения игрокам, карточки-задания, три больших квадрата трех цветов: зеленый, желтый, красный, оценочные листы на каждого участника.

Ход урока

I. Оргмомент

Положительная мотивация урока: звучит музыка природы.

II. Слово учителя: объявление темы, цели и задач урока, объяснение правил игры (презентация)

Правила игры:

Игра состоит из 2 отборочных туров и 4 агонов. Участвуют все желающие (весь класс), поделенные на команды. (Команды равносильны, делит участников на команды учитель). Игра коллективная, но учитывается участие каждого. Команда получает вопрос, имеет право на обдумывание и выбор ответа. Отвечает один игрок. При правильном ответе ему вручается медаль, которая идет в зачет всей команде. Две медали можно обменять на один орден. Медали (ордена) остаются у правильно ответившего участника. По итогам 2-х отборочных туров определяются места команд, и предоставляется право выбора дорожек. Команда, занявшая 1 место, выбирает дорожку первой, следующей выбирает вторая команда, 3-ей команде достается последняя оставшаяся дорожка.

Красная дорожка — вопросы повышенной трудности. Заработанные медали (ордена) изымаются после первой ошибки.

Желтая дорожка — вопросы среднего уровня трудности. Изымаются медали (ордена) после второй допущенной ошибки.

Зеленая дорожка — вопросы нетрудные; медали (ордена) изымаются после третьей допущенной ошибки.

Медали снимаются только со счета команды, личное первенство остается нетленным. Никто из команды не выбывает, команда играет в полном составе и старается заработать вновь медали (ордена) на счет всей команды.

Игру начинает команда на зеленой дорожке.

Отборочный тур:

Учащимся предлагается ответить на вопросы первого отборочного тура, где каждый зарабатывает для себя «умы».Все участники являются одним коллективом. За правильный ответ первого отборочного тура каждый участник получает один «ум». Вопросы первого отборочного тура представляют собой вопросы к теме 13, требующие кратких и лаконичных ответов. После окончания отборочного тура руководитель игры сообщает участникам, кто из них в какую команду входит. Все заработанные умы складываются и идут в «копилку» всей команды. Затем команды переходят во 2-ой отборочный тур «Знатоков русского языка».

По итогам определяется победитель, которому предоставляется 1-е право выбора дорожек. Все набранные очки сгорают. Игра начинается с нуля.

Первый отборочный тур

Звучит музыка природы. Презентация

Вопросы:

1. Что значит Природа? (многообразие органической и неорганической жизни на земле)

2. Чем является Природа для искусства? (Это образец для вечного подражания, источник вдохновения и объект соперничества)

3. Флора — это мир (чего?) — растений

4. Фауна — это мир.(животных)

5. Что такое пейзаж? (Описание природы).

6. Назовите пейзажные картины годового природного цикла. (Весенние, летние, осенние, зимние).

7. Назовите пейзажные картины суточного природного цикла. (Утро, день, вечер, ночь).

8. Приведите пример географического пейзажа. (Лес, степь, море, горы, пустыня, болото, тайга, река).

9. Пейзаж вертикального пространства. (Небо, светила, земля, овраг, обрыв, яма)

10. Пейзаж горизонтального пространства. (Равнина, луг, степь)

11. Спокойный и бурный пейзаж (состояние покоя и беспокойства земли, воды, огня и воздуха) — например: землетрясение, пожар, ураган, метель, гроза.

12. Пейзаж искусственный (результат развития человеческой цивилизации- парк, сад, труд, аллея и т. д.)

13. Пейзаж национальный (характерный для исторической родины народа).

14. Пейзаж экзотический (непривычный для менталитета человека).

15. Пейзаж земной, космический, фантастический (реальный, воображаемый, нежизнеспособный).

16. Функция пейзажа, раскрывающая внутреннее состояние героя, передающая определенные настроения, эмоции автора, называется… (эмоционально-психологической).

17. Функция пейзажа, передающая с помощью слов визуально-чувственное представление, называется…(изобразительной).

18. Функция пейзажа, передающая через пейзажные образы некую отвлеченную идею, называется…(аллергической).

19. Функция пейзажа, которая осмысляет его как многозначное авторское иносказание, называется…(символической).

(подведение итогов 1-го отборочного тура)

Обмен 2-х медалей на орден

Второй отборочный тур «Знатоки русского языка»

Задания: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания

Вся комн…та янтарным блеском оз.рена
В.селым треском тр.щитзатопле….аяпеч.
Пр. ятно думать у л.жанки, но зна.шь
Не в.леть ли в санки к.былку бурую з.пречь

1 Агон. Выбор темы. (Представлена таблица с 5 темами. Команда на зеленой дорожке выбирает тему, затем- остальные команды)

1. Художественные картины неба в литературе
2. Картины моря в искусстве слова
3. Макрообраз леса в литературе
4. Поэтика степного пространства
5. Горный пейзаж в поэзии и прозе

Вопросы к теме № 1

Красная дорожка

— Чему посвящен рассказ А. С. Грина «Пропавшее солнце?» (Рассказ о мальчике, выросшем в помещении без солнечного света. О жестокости и бездушии человека)

Желтая дорожка

— Какая мифология объясняет убывание луны поеданием ее вурдалаком, человеком-оборотнем? (славянская мифология)

Зеленая дорожка

— В библейской мифологии Вифлеемская звезда выступает в роли вестника. Какую весть сообщила своим появлением Вифлеемская звезда? (Известие о рождении Спасителя)

Вопросы к теме № 2

Красная дорожка

— Какие строки принадлежат А. С. Пушкину?

А) Как хорошо ты, о море ночное. (Тютчев)
Б) Прощай, свободная стихия! (Пушкин)

Желтая дорожка

— Кто является автором следующих строк: «Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы…» (А. С. Пушкин)

Зеленая дорожка

— Прослушайте описание пейзажа и скажите, к какому виду пейзажа относится: к буйному или спокойному?

«Вокруг, на видимое глазом пространство, океан словно кипел в белой пене, представляя собой взрытую холмистую поверхность волн, несущихся, казалось, с бешеной силой и с шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями».
(К. М. Станюкович «В шторм». Буйное)

Вопросы к теме № 3

Красная дорожка

— Из каких состояний складывается собирательный образ леса? (утро, вечер, день, ночь; лето, осень, зима, весна; в дождь, в грозу, в метель и т. д.)

Желтая дорожка

— Кто является автором следующих строк: Бунин, Курдаков, Мадзигон?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселый, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(
И. А. Бунин)

Зеленая дорожка

— В какое время года описан лес в рассказе И. С. Тургенева?

«Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кой-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами…» (Поздняя осень)

Вопросы к теме № 4

Красная дорожка

— Укажите вид степного пейзажа: естественный или искусственный: спокойный или бурный; национальный или экзотический; реальный или фантастический. (в рассказе А. П. Чехова «Степь»)

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь
зацвести. Над дорогой с веселым криком носились стрижи, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Кузнечики, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку» (Естественный, спокойный, национальный, реальный)

Желтая дорожка

— Сравните звукообразы и образы фауны стихотворений А. А. Фета и П.Васильева. Кто описывает русскую степь, а кто азиатскую? Докажите свою точку зрения. (См. приложение. У А. А. Фета степь с золотистой рожью, насекомыми, птицами. У П.Васильева — в первую очередь — скакун, иноходец, верблюд, юрта. Звукообразы — через звуки)

Зеленая дорожка

— В какое время суток описана степь в повести Гоголя «Тарас Бульба»?

«В небо неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…» (День)

Вопросы к теме № 5

Красная дорожка

— Как воспринимается гора в мифологии разных городов? (Как мировая ось, соединяющая небо и землю. Состоит из 3-х частей)

Желтая дорожка

— Что символизируют собой горы в творчестве поэтов и писателей? (Вечность, чистота, совершенство и духовное просветление)

Зеленая дорожка

— Для жителей Северного Казахстана горы — это национальный или экзотический пейзаж? Обоснуйте свой ответ. (Экзотический, т. к. гор в Северном Казахстане нет, это экзотика, т. е. редкость)

II Агон. Образы флоры в художественной литературе

Выбор рисунка. К рисунку вопросы разных уровней.

дуб

береза

тополь

полевой цветок

баобаб

роза

сирень

кактус

Дуб

Красная дорожка

— В каком произведении и кто его автор, настроение и душевное состояние героя передается через описание старого корявого дуба? Как зовут главного героя? (Л. Н. Толстой «Война и мир»; Андрей Болконский)

Желтая дорожка

— Почему дуб принято считать царем древесного царства? (Крепкий ствол, могучая крона, густая листва, обильные плоды, долго живет)

Зеленая дорожка

— Кто является автором следующих строк: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» (А. С. Пушкин)

Береза

Красная дорожка.

— Расскажите стихотворение о березе, назовите автора

Желтая дорожка

— В славянской мифологии береза почиталась как священное дерево. Как украшалась береза в Троицу и почему? (На березе сплетали косички из веток, уподобляя девушке, надевали венки. Часто березку наряжали в девичью платье)

Зеленая дорожка

— В какой праздник славян происходил обряд убранства березы? (В праздник Троицы)

Тополь

Красная дорожка

— Почему блеск тополиной листвы создает впечатление, что тополь то светлеет, то темнеет? (У тополя двойная окраска листьев: снаружи- ярко-зеленая, а изнутри-матово-серебристая)

Желтая дорожка

— Какие внешние признаки тополя привлекают поэтов? (Стройность, прямой ствол, устремленность в небо)

Зеленая дорожка
— Вспомните известные вам строчки песен, стихотворений, названий рассказов, повестей, где упоминается тополь (Тополиный пух, жара, июнь…; Разнесет весна тополиный пух…»; «Тополя, тополя, все в пуху…»; «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматов)

Баобаб

Красная дорожка

— Сколько лет может прожить баобаб? (5 тысяч)

Желтая дорожка

— Баобаб — это представитель национального или экзотического пейзажа? Обоснуйте свой ответ (Баобаб — растение саванны, редкое по своей численности; распространенное в определенных широтах (природных зонах), значит — это для нашей природной зоны экзотическое растение.

Зеленая дорожка

— Почему баобаб называют обезьяним деревом? (плоды и семена баобаба служат пищей для обезьян)

Роза

Красная дорожка

— Эмблемой какой Богини является роза? (Афродита (Венера)

Желтая дорожка

— Что символизирует собой белая роза? (Чистота, духовность)

Зеленая дорожка

— Красная роза — это символ… (любви, страсти, восторга)

Сирень

Красная дорожка

— Какова история рождения сирени по античной мифологии? (Божество лесов и полей Пан, увидев прекрасную речную нимфу Сирингу, бросился за ней следом. И когдаон уже ее настигал, нимфа внезапно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами)

Желтая дорожка

— Расскажите легенду о происхождении сирени, связанную с Весной и радугой. (Весна, передвигаясь с юга на север, смешивала лучи солнца с разноцветными лучами радуги и бросала их на землю. И там, где падали лучи, распускались причудливые цветы: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие. Когда Весна достигла севера, у нее остались только фиолетовые лучи. Бросила их Весна на маленький кустарник, и покрылись они сиреневыми цветами. Рассыпала Весна и оставшийся белый цвет- получилась белая звездчатая сирень)

Зеленая дорожка

— Как связана с сиренью надежда на исполнение мечты? (надо найти пятилепестковую сирень — это к счастью и исполнению желаний)

Полевой цветок

Красная дорожка

— Какие цветы относятся к полевым, в чем их особенность? Назовите несколько полевых цветков (Маки, колокольчики, ромашка, васильки, лютики, клевер, незабудка, ландыши. Их взрастила сама природа)

Зеленая дорожка

В поэзии полевые цветы чаще всего связаны с мыслями… О чем? (О прошедшем, заветном, дорогом, задушевном)

Желтая дорожка

— Какую роль сыграл полевой цветок в жизни хана по стихотворению А.Майкова «Емшан»? (Хан, которого боялись и трепетали все, встретив в степи далеко от родины засохшую веточку полыни, прослезился, отрекся от трона и вернулся домой)

Кактус

Красная дорожка

1.Что общего между Мексикой, Юго-западом США, Бразилией и Аргентиной. (В этих странах распространен кактус)

Желтая дорожка

— В чем особенности цветения кактусов? (раскрывается поздно вечером или ночью, а к утру закрываются)

Зеленая дорожка

— Как связаны между собой компьютер и кактус? (Кактус поглощает магнитное излучение, посылаемое компьютером).

III Агон. Образы фауны в русской литературе

Квадрат № 1 (бабочка)

Красная дорожка

— Психея, Зевс и Амур — как их связала бабочка? Символом чего она является? (Символом бессмертия. Бабочка сопровождает Психею, которой Зевс, восхищенный ее любовью к Амуру, даровал бессмертие).

Желтая дорожка

— Существуют две противоположные точки зрения на сущность бабочки. Одна — символ красоты, хрупкости, бессмертия души, вторая — …
Назовите второй символ бабочки. (Символ ветрености и непостоянства).

Зеленая дорожка

— Узник и мотылек в стихотворении Жуковского. Символом чего является мотылек для заключенного в темницу? (Символом свободы, символом того мира, который находится за тюремной решеткой).

Квадрат № 2 (соловей)

Красная дорожка

— В иранской поэзии Соловей и Роза связаны очень тесно. Каким образом? (Когда Розу срывают, Соловей вскрикивает. Роза красна от крови влюбленного в нее Соловья).

Желтая дорожка

— В русской поэзии соловей — символ… Чего? (Любви, весны, молодости).

Зеленая дорожка

— Что символизирует собой соловей в стихотворении Фатьянова «Пришла и к нам на фронт весна»? (Символ весны, надежды на победу, мир).

Квадрат № 3 (ворон)

Красная дорожка

— Как в мифах объясняется черный цвет ворона? (1.Соприкосновение с огнем, дымом, солнцем; 2. Ной проклял Ворона, когда тот не вернулся на ковчег. Ворон от проклятия стал черным)

Желтая дорожка

— Как богиня Афина и ворон связаны между собой? (Афина — богиня мудрости. У древних греков ворон — спутник Афины. Шлем у Афины имеет вид сидящего ворона).

Зеленая дорожка

— Почему Ворон считается вещей птицей? (живет 300 лет, много знает, видит, умеет предвидеть).

Квадрат № 4 (конь)

Красная дорожка

— Крылатый конь в греческой мифологии носит имя… (Пегас).

Желтая дорожка

— Получеловек — полуконь — это… (Кентавр).

Зеленая дорожка

— Конь — по разным мифологиям символ… (Ум, мудрость, рассудок; сила; поэтическое, вдохновение, смелость, благородство, счастье, богатство).

Квадрат № 5 (собака)

Красная дорожка

— Чем занимается пес Цербер по античной мифологии? (Стережет вход в подземный мир).

Желтая дорожка

— Назовите разную символику образа собаки в мифах разных народов (У иудеев, христиан, мусульман — собака существо нечистое; у древних иранцев — священное животное; у индейцев — символ и смерти и воскрешения).

Зеленая дорожка

— Объясните прямое и переносное значение выражения «быть собакой». (1-е быть животным; 2-е быть верным).

Квадрат № 6 (корова)

Красная дорожка

— Расскажите о существовавшем у древних египтян поверье о небесной корове. (Небесная Корова родила Солнце. Ее ноги — это четыре сторожа света; а на ее теле располагаются небесные звезды).

Желтая дорожка

— Корова в мифологии разных народов символизирует… (Плодородие, изобилие, благоденствие, земное начало).

Зеленая дорожка

— У какого народа и в настоящее время корова считается священным животным? (У индусов).

IV Агон. Флора и фауна в творчестве русских поэтов и писателей. Портреты писателей.

Лев Николаевич Толстой

— Из какого произведения взят данный текст? К какому решению приходит главный герой, увидев зазеленевший дуб?

«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. Да это тот самый дуб,« — подумал князь Андрей… („Война и мир“. Жизнь не закончена в 31 год, несмотря на трудности и отчаяние)

Иван Александрович Бунин

— Какой пейзаж представлен в стихотворении?

(См. приложение)

(Рассвет. Художественная картина солнца)

Иван Сергеевич Тургенев

— Вопрос по стихотворению в прозе «Собака» (См. приложение): кем ощущает себя и человек и собака, находясь в одной комнате? (Они оба — часть Природы, они равны перед ней, бессильны перед смертью)

Александр Сергеевич Пушкин

— Стихотворение «Приметы». (См. приложение). Какое суеверие поэта отразилось в данном стихотворении? (Если луна светит в пути с левой стороны, то вряд ли будет успех в конце дороги; если же луна справа, то все будет в порядке)

Сергей Александрович Есенин

— С кем сравнивает поэт березку в своем стихотворении? (См. приложение) Приведите примеры олицетворения

(Сравнивают с юной девушкой): зеленая прическа, девичья грудь, загляделась в пруд, косы- ветки, открой тайну, березка отвечает поэту, рассказывает о прошедшей ночи).

Владимир Семенович Высоцкий Стихотворение «Здесь вам не равнина»

(См. приложение)

— Что означают горы в жизни человека? Почему человека тянет в горы, несмотря на трудности? Как это объясняет поэт? (Горы являются испытанием для человека. Они означают победу человека над самим собой, стремление ввысь, к победе)

Рефлексия

1. Мое настроение
2. Мои ощущения
3. Чему данный урок научил меня?
4. Что нового я узнал(а) о себе и о своих друзьях?
5. Мои пожелания себе и одноклассникам

Учитель: Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке и поставить оценку уроку. Укаждого на столе — оценочные листы.

Моя активность

Есть ли желание продолжать разговор по теме?

 

Оценка урока

Справился

Не справился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчет орденов и медалей. Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение в форме эссе о природе " В ней есть душа, в ней есть свобода…»

Приложение 1

1.Презентация
2.Музыкальное сопровождение (звуки природы)

Категория: