Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок познания мира в 4 классе по теме «Леса и тугаи»

 

 

Бобик Валентина Николаевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория, КГУ «Береславская неполная средняя школа» СКО Айыртауский район, село Береславка

Урок познания мира в 4 классе по теме «Леса и тугаи»

Цель: Знать значение лесов и тугаев в жизни человека.

 

Задачи урока

  • Развивающая. Развивать умения характеризовать территорию леса и тугаев.
  • Образовательная. Познакомить с растительным и животным миром лесов и тугаев, правилами поведения в лесу.
  • Воспитательная. Воспитывать любовь к природе, учить взаимовыручке и взаимопомощи в лесу.

Тип урока: Урок — путешествия в лес.

Методы урока: словесный, демонстрационный, репродуктивный.

Оборудование урока: слайды «Лес наше богатство», схема «Виды лесов», гербарии растений, плакат «Растения и животные леса», карточки заданий.

Ход урока

1. Организация класса

Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о нашем зеленом друге — лесе. И совершим путешествие в лес.

2. Психологический настрой

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои! (говорят дети)

Учитель: Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин писал «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Узнаем из нашего путешествия.

3. Работа в Дневнике наблюдений

Чтобы отправиться в путешествие надо узнать погоду на сегодня. Отметить погоду, расставить условные обозначения.

Сборы рюкзака (из предметов выбрать те, которые нужны при походе в лес). Входим в лес.

Привет, тебе, мой край родной
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

4.Проверка домашнего задания. Встреча с дятлом. Слайд «Вопросы от дятла» (страница 87)

5. Актуализация знаний

Мозговая атака. Работа в парах. Ассоциации со словом «Лес». Запишите в кругах. Проверка работы в парах.

6. Работа над новым материалом. Слайд «Леса — хвойные, лиственные, смешанные»

— Почему леса так называются?

Работа в группах.

Из перечисленных растений (кедр береза осина ель пихта вяз сосна можжевельник лиственница, тополь дуб) выбрать: 1 — группа — лиственные деревья, 2 — группа — хвойные деревья. Проверка работы в группах.

7. Самостоятельное изучение материала страница 88-89

Встреча с Незнайкой. Незнайка не знает ответы на вопросы. Помогите ему. Карточка№ 1. Ответить на вопросы.

Вопрос

Ответ

1

Какие деревья растут в хвойных лесах?

 

2

Какой лес называют ельником, рощей, бором, дубравой?

 

 

3

Где находиться в Казахстане ленточный бор, ясеневая роща?

 

 

4

Где растут смешанные леса?

 

5

Почему ясеневую рощу называют реликтовой?

 

6

Какие леса называют тугаями?

 

8. Жизнь ярусами. В лесу растения живут ярусами.

Встреча с белочкой.
В сосне дупло,
В дупле — тепло,
А кто в дупле
Живет в тепле?

Помогите спуститься белочке по лесенке. Работа по схеме «Лесенка растений леса» с примерами (страница 89).

1 ярус_______________________
2 ярус_____________________________
3 ярус__________________________________
4 ярус_______________________________________
5 ярус____________________________________________

9. Растения и животные лесов и тугаев. Встреча с Ежом и Ежихой

Они как елки все в иголках,
Ловят смело страшных змей.
И хотя они очень колкие
Обижать ты их не смей!

Еж с Ежихой принесли 2 корзины грибов с загадками о растениях и животных леса.(1ряд берет корзину с загадками о растениях, 2 ряд — с животными)

Если знаешь ты растенья
Запиши их не робей.
Если знаешь ты зверей
Назови их поскорей.

По очереди читают загадки и отгадки записывают в таблицу.

Растения леса

Животные леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Работа в лесу. Игра «Кто больше?»

Записать профессии, связанные с работой в лесу.

Кто? __________________________что делает?_________________________________

11. Использование леса и его охрана

— Чем полезен лес? Ролевая игра (столяр, рабочий, железнодорожник, химик, агроном). Найти ответы для роли.

— Каково значение лесопарков? Лесополос?

12. Встреча с Почемучкой

Есть тесная связь между лесом и его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы что...? Дети читают тексты.

  • Сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что 1 мышь съедает за год один килограмм зерна, то сова спасает в год тонну зерна.
  • У кукушки хороший аппетит. За один час она может съесть100 гусениц.
  • Летучая мышь за один час ночной охоты может поймать160 — 170 комаров.

13. Встреча с Знайкой в лесу

Допишите правила поведения в лесу.
Не оставляйте________________________
Не ломайте_______________________
Не разоряйте___________________________
Не разжигайте________________________
Не рвите_____________________________

Составьте призывные лозунги об охране леса и напишите их на плакатах. Вот и школьники — «зеленые патрули» — свои люди в лесу.

14. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Игра «Дополни фразу»

Лес — это.........
Лесные ресурсы — это........
Государство и лес — это..........
Лесные массивы.............

Подобрать однокоренные слова к корню — лес (лесок лесник лесочек лесничий лесовоз лесопарк лесополоса лесовод лесозаготовитель). Назвать заповедники.

Много леса — не губи. Мало леса — береги. Нет леса — посади.

15. Домашнее задание

Страница 87–94, составить рассказ по плану стр.94 (1 группа — 1, 2 предложение, 2 группа — 3, 4 предложение)

Категория: