Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок повторения пройденного материала на тему: «Односоставные предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гусельникова Светлана Александровна учитель русского языка и литературы, стаж 30 лет, вторая категория КГУ «Глубоковская основная школа» села Глубокое Кызылжарского района Северо-Казахстанской области

Гусельникова Светлана Александровна

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме.

Задачи, определяемые учащимися:

1) Научиться разграничивать виды односоставных предложений.
2) Научиться грамотно употреблять односоставные предложения.
3) Вырабатывать умение работать самостоятельно.
4) Воспитывать любовь к Родине.

1. Вводно-мотивационный этап

Семья, дом, Родина. Они необходимы каждому человеку с рождения. Эти слова знакомы всем, от них веет уютом и теплом. Это самое главное, самое нужное в жизни. А еще: каждый из нас в жизни хочет добиться успеха. А чтобы на уроке был успех, мы должны:

• Слышать и слушать;
• Вникать и размышлять;
• Анализировать и размышлять;
• Оценивать.

2. Этап актуализации прежних знаний

На доске записана строфа из стихотворения В. Федорова.

Луна. На тропке облюбованной
Теней волшебная игра.
Снег и березы....
Все отковано
Из молодого серебра.

Вопрос учителя:

— Сколько в этой строфе предложений? Подчеркните в каждом предложе- нии грамматическую основу.

— Чем отличаются предложения?

— Какие виды односоставных предложений вы знаете?

* Составление кластера. Виды односоставных предложений.

1) Назывные.
2) Определенно-личные.
3) Неопределенно-личные.
4) Безличные.
5) Обобщенно-личные.

3. Информационно-операционный этап. Работа с текстом

Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей — товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься...

Вопросы к классу:

— О чем вспоминает герой произведения М. Шолохова «Судьба человека»?

— Какова идея текста? К чему призывает автор?

— Ребята, какие виды предложений встретились в тексте? Почему рассказ- чик не использует форму 1 лица единственного числа, характерную для определенно — личных предложений (вспомню, работаю и т. д.)?

— Подчеркните грамматическую основу предложений.

* Формирование умений и навыков.

* Графический диктант. Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют вид односоставного предложения и оформляют запись.

1.Библиотека.
2.Читайте меня, изучайте меня.
3.Лежа хлеб не добудешь.
4.Там пахло стоячею водою.
5.Соловья баснями не кормят.
6.Становилось свежо, и мне пора было отправляться в дорогу.
7.Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч.
8.Ему верили, его хорошо знали.
9.Гостя приглашаю, но не выпроваживают.
10.Помнишь, как мы катали тебя на санках.
11.Знойное лето.
12.Голубая да веселая страна.
13.После собрания вышли в ночь.
14. Долго петь и звенеть пурге!
15.Душно.

*Тестовые задания.

1.Укажите определенно-личное предложение.

А) Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи.
Б) Честь солдата береги свято.
В) По одежке встречают, по уму провожают.
Г) саше не спится, но весело ей.
Д) Пусть узнает перс всю силу и ярость массагеток.

2.Укажите неопределенно-личное предложение.

А) Те минуты позабыть нельзя.
Б) Забудем на миг неотложное дело.
В) Вместо ответа ему подали письмо.
Г) Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать.
Д) И тогда думалось о книгах, о бесценных творениях человеческого разума.

3.Укажите безличное предложение.

А) Подтянешься на цыпочках и, бывает, успеешь догадаться, какой это зверек.
Б) Большой костер развели на берегу.
В) Вечерний звон. Не жди рассвета.
Г) Это может быть коварной уловкой подлого врага.
Д) Не чувствовалось даже слабого ветра.

4. Укажите обобщенно-личное предложение.

А) А на улицу что не идешь?
Б) Потерянное доверие не скоро найдешь.
В) Каждое его слово должны, не могут слушать.
Г) И помните, что никогда еще не был счастлив разрозненный народ.
Д) В слободе играют на гармонике.

5. Укажите тип односоставного предложения. Век живи, век учись.

А) Неполное предложение.
Б) Назывное предложение.
В) Безличное предложение.
Г) Неопределенно-личное предложение.
Д) Обобщенно-личное предложение.

4. Задание домашней работы.

Напишите сочинение на тему «Наше село» с использованием односоставных предложений.

5.Рефлексия

Сегодня на уроке мы повторили односоставные предложения. Давайте перечислим их. Какую цель мы ставили в начале урока? Как вы думаете: цель достигнута? Обоснуйте свой ответ.

— Скажите, что еще вы взяли из урока? Какая информация стала для вас важной? Объясните. Оцените себя по 10 — ой шкале. 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10.

Закончить урок мне хочется стихотворением Острового.

И пусть бывает в жизни не легко,
И не всегда судьба тебе послушна, —
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей светло и прямодушно...
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
Не унижай беспечностью свой труд,
Будь правдолюбом, гордым и суровым,
И пусть тебя потомки помянут
Хорошей песней или добрым словом!

Использованная литература

1.Русский язык «Атамұра» 2004.
2.Обучение русскому языку, 8 класс, 1991г.
3.М. Шолохов «Судьба человека».
4.Сборник стихотворений. М.1995г.

Категория: