Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по специальности «Домбра»: Образ «Тулпара» в инструментальной домбровой музыке. Работа над техникой исполнения кюев

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сабыржанова Мадинад Муратовна, преподаватель класса домбры, первая квалификационная категория, высшего уровня, КГКП «Детская музыкальная школа п. Белоусовка» ВКО Глубоковский район

Сабыржанова Мадинад Муратовна

Цель урока: показать, что работа на уроке над техникой исполнения произведения является важным фактором развития образного мышления учащегося.

Задачи:

образовательная: показ основных приемов игры на домбре. Принципы овладения техникой в исполнительском процессе;
развивающая: умение использовать технические навыки и приемы в раскрытии художественных образов, умение провести сравнительный анализ произведений;
воспитательная: формирование и развитие у учащегося музыкально-художественного вкуса, раскрытие эстетической стороны домбровых кюев.

План урока

1. Организационный момент
2. Разминка. Игра технических упражнений
3. Новая тема. Работа над кюем Кұрманғазы «Бозшолақ» и народным кюем «Қара жорға»
а) историческая справка;
б) жанровая структура кюя;
в) связь с устным творчеством, изобразительным и прикладным искусством казахского народа;
г) работа над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей, вопросы аппликатуры;
д) сравнительный анализ произведений.
4. Задание на дом

Ход урока

1. Организационный момент

2. Разминка. Игра технических упражнений на различные виды техники по учебным пособиям Ө. Спанова, О. Дүйсена, Этюды Бүркітова, Тналина, У. Жунусова.

3. Новая тема

Учитель: Тематика кюев многообразна. Вспомним, какие последние произведения ты играла? О ком и о чем они рассказывают? (Балбұлақ, Көңіл толқыны, Қыз Ақжелең, Қос алқа).

Одни кюи — это восхищение природой, другие кюи воспевают внутренний мир человека, гдн переплетаются человеческие эмоции, переживания. Но удивительные картины могут передавать и кюи, посвященные образам животных: легкий полет лебедей, жалобный голос ревущей верблюдицы, тяжелый топот куланов, стремительный бег иноходцев. Все музыкальные образы и их действия настолько реалистично обрисованы в кюях, что становятся видимыми и ощутимыми.

Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя инструментальными пьесами, где рисуется образ коня — «тулпара». Первый кюй — народный, он относится к образцам домбыровой традиции. Второе произвение создано великим кюйши 19 века Құрманғазы Сағырбаевым. Предлагаю тебе послушать эти произведения ( показ картин, иллюстраций; игра произведений преподавателем).

а) Работа над кюем  «Қара жорға»

«Қара» — жылқы түсі — окраска лошади, «жорға» — жылқы жүрісі — ход, бег лошади. Переводится, как «черный иноходец» Существует такой вариант создания этого кюя. На народных праздниках обязательно проводились различные состязания с участием коней: ат жарыс, қыз қуу, жорға жарыс. После такого удачного состязания конь, пришедший к финишу первым и получившим награду, вместе с наездником делают еще один почетный круг. Этот кюй был посвящен коню его хозяином.

Разбор произведения. Квинтовый настрой, работа над ритмом, аппликатурой. Основные технические моменты: на триоли-кагыс короткий, пальцы собраны, на восьмую с точкой- пальцы правой руки коротко резко «встряхнуть», напористые и резкие звуки, весь кюй играется на одном дыхании-только кистью, в левой руке — внимание на точное нажатие 4 пальца. Игра кюя ученицей, в среднем темпе. Преподаватель аккомпанирует старинным казахским ударным инструментом — тұяқ — копытца, который имитирует ритм ходьбы коня.

Прочитать стихотворение Ермека Утетлеуова «Жылқы жүрісі» (Ходьба лошади).

Жорға жылқы жүрісі, ішіндегі жайлысы
Жорға мінген әр кісі, айтар оған алғысын.
Су шайқалмас жорғаның, үстіңде адам отырып,
Қымыз тасыр қолдағы, тостағанды толтырып.

б) Работа над кюем Курмангазы «Бозшолак». Прослушивание кюя в исполнении ансамбля или оркестра казахских народных инструментов (диск).

Название переводится, как «Сивый куцый». До этого мы уже знакомились с творчеством Курмангазы (на уроках специальности, казахской музыкальной литературы). Знаем его кюи: «Балбыраун», «Кисен ашкан». Большинство его кюев отличают динамичный характер, быстрый темп. Они отражают конкретные события жизни самого кюйши.

История создания. Курмангазы сослали в город Иркутск. До Саратова его везли на телеге, запряженной сивым куцым конем. В дороге композитор сочинил кюй «Бозшолак». В образе сивого коня, избиваемого кнутом, Курмангазы видел свое бесправное положение.

Разбор произведения. Работа над чистотой интонации, темпом. Основные технические моменты: игра всей кистью, движение мелодии ровное, добиваться легкого, светлого веселого характера исполнения; триоли «летящие» на одной линии, много реприз и динамических оттенков; растяжка с большим пальцем с 1-го на 4 пальцы.

Отрывок из эпоса  «Кобланды батыр» (Тайбурыл — любимый конь Кобланды батыра).

Тайбурыл летит, тяжело хрипит
Грозен взмах не крыл — четырех копыт.
И земли скакун не касается
Наз землей путь простирается.
Птица в небесах поостерегись,
Тайбурыл летит, забирает ввысь
Стала близью даль, стала далью близь.

Эти строки не только подходят к образу эпического, сказочного коня-тулпара, но и раскрывают музыкально-идейное содержание наших инструментальных пьес.

4. Проводится сравнительный анализ произведений (художественный образ, характер исполнения, ритмический рисунок...).

5. Дополнительный материал: знакомство с казахским орнаментом «Тай туяк» — «Копытце лошади». Можно дать творческое задание на дом — заготовку орнамента (приготовленную учителем из бумаги) разукрасить в коричневый или синий цвета.

6. Домашнее задание: играть 1 разделы кюев. Работать над правильным ритмом, интонацией, запоминать основную мелодию кюев.

Категория: