Науменко Елена Равилевна учитель начальных классов второй квалификационной категории высшего уровня КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловск |
2 часа
Цель: Закрепить первоначальный анализ 1, 2 глав рассказа Ю.Коринца «Ханг и Чанг». Подготовить детей к восприятию и анализу 3, 4, 5 глав рассказов.
Задачи:
Оборудование: наглядности к картинному плану с изображением каждой главы рассказа.
Тип урока: урок изучения нового материала
— На прошлом уроке вы познакомились с 1 и 2 главами рассказа Ю.Коринца «Ханг и Чанг», домашнее задание — выразительное чтение (читают 2-3 ученика)
— Сегодня мы будем анализировать 1, 2 главы рассказа Ю. Коринца «Ханг и Чанг», а также познакомимся и проанализируем 3, 4, 5 главы рассказа.
— Кто является главным героем? Почему?
— Почему дяде нужны были именно 2 собаки, а не одна, ведь одну легче содержать, кормить и воспитывать?
— Как собаки воспитывали мальчика? Чему они его учили? Подтвердите свои слова предложениями из текста.
— Посмотрите на эти 2 рисунка, сравните их (иллюстрации на доске) и скажите, на каком из них, по-вашему, изображён Чанг, а где Ханг? Докажите.
— Расскажите, как проходил «банный день» у дяди дома?
— Как вы думаете,почему Ханг всегда где-нибудь прятался в этот день?(боялся воды)
(Учитель выставляет наглядность с изображением собак в ванной)
— Когда дядя кричал: «Безобразие, где Ханг?» — действительно ли он был зол на собаку или нет? Почему?
— Какие вы испытываете чувства к Хангу и Чангу? Кто вам больше нравится? Почему?
1) Работа со словарными словами (на доске)
Кто знает, что такое СИМФОНИЯ (большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоит из 4 частей).
ОТОРОПЕТЬ (растеряться от неожиданности, удивления)
ДУЭТ (музыкальное произведение для двух исполнителей; исполнители такого произведения).
БАРИТОН (мужской голос, между низкими и высокими голосами; певец с таким голосом).
ДИСКАНТОН (высокий детский голос; певец с таким голосом)
2) Первичное чтение текста
(чтение 3, 4, 5 частей)
3) Работа над прочитанным текстом (по содержанию)
— Расскажите, почему Ханг и Чанг были замечательными собаками?
— Какой у каждой из них был характер?
— Чем они отличались друг от друга? Приведите пример из текста.
Учитель на доске, дети в тетрадях составляют таблицу: «Положительные и отрицательные стороны характера собак»
Ханг |
Чанг |
||
+ |
- |
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Вывод: много +, значит положительный герой)
— Почему дядя никогда не делал замечания Хангу сам лично?
— Перескажите эпизод о том, как обнаружились музыкальные способности собак. Опишите, как пел Чанг.
— Научился ли петь Ханг? Он пел также как и Чанг? Приведи пример из текста.
— Как вы думаете, почему дядя после пения Чанга зарыдал и кинулся ему на шею?
— Как вы думаете, почему Чанг запел?
— Как вы понимаете выражение: «Собака — друг человека»?
— Что случилось с героями в конце рассказа? Как они вели себя?
— Почему дядя не продал собак? Как это характеризует его?
— О чём вы думали, когда читали этот рассказ, какие чувства испытывали? Кто из действующих лиц вам понравился больше, почему?
— Как бы вы озаглавили каждую часть рассказа? Составьте план.
План
1. Прекрасные педагоги.
2. «Банный» день.
3. Ужин на кухне.
4. Концерт по заявкам.
5. Тёмные личности.
(На доске картинный план, иллюстрации даны вразброс)
— На доске вы видите иллюстрации, нужно выставить их согласно плану так, чтобы получился картинный план. Перескажите кратко по плану.
— Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения.
(выступления детей)
— С каким произведением, с каким автором мы сегодня познакомились? Что особенно вам понравилось? Что не понравилось?