Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики в 1 классе «Разбор и решение задач на нахождение суммы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веревкина Инна Викторовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна», г. Булаево район М. Жумабаева СКО

Веревкина Инна Викторовна

Цель: закрепление знаний учащихся по решению задач на нахождение суммы;

Задачи:

  • закрепить вычислительные навыки, навыки решения задач, умения определять верные и неверные неравенства;
  • развивать навыки устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач, развивать логическое мышление, память, смекалку, устную речь, повышать познавательную активность;
  • воспитывать желание учиться, умение работать в коллективе, доброжелательность.

Оборудование: искусственная елка, елочные шары, аппликация снеговика, рисунки (звезда, снежный сугроб), записи на доске, ТСО.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы постараемся приблизить праздник, который скоро наступит.

— Что это за праздник?

Лесов частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

— Много, много лет назад первым месяцем года был не январь, как ныне, а март. Только через несколько лет царь — Петр Великий по примеру других государств велел праздновать начало Нового года с 1 января. В первый день было велено всем веселиться: поздравлять друг друга, украшать дома, разрешалось палить из пушек и оружий.

— Скажите, ребята, какое дерево украшают на Новый год?

Вот и к нам на урок пришла елочка.

Вечно елка зелена,
Радость всем несет она.
Каждый раз под Новый год
В гости к нам она идет.

— Вот беда, только стоит наша елочка не наряжена, нет на ней ни одного шарика. Но этой беде можно помочь. Мы будем выполнять все задания быстро и правильно, а за это на елочке будут появляться шары.

— Поможем елочке принарядиться к празднику?

II. Устный счет

Первое задание задача-шутка, только на одну минутку.

В снег упал Антошка,
А за ним Иринка
А за ней Сережка
А за ним Маринка
А потом Игнат
Сколько на снегу ребят?

(за правильный ответ, на елку вешается шар)

— Во всех странах есть свои обычаи встречи Нового года. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Например, в Италии, когда встречают Новый год, на улицу выбрасывают старые, ненужные вещи. Итальянцы считают, что вместе с вещами уходят болезни, горечи, все то нехорошее, что было в прошлом году.

Вот и второе наше задание: посчитаем, выбрасывая по одной цифре из числового ряда, т. е. через один.

— начиная с нуля 0 2 4 6 8 10
— начиная с единицы 1 3 5 7 9
— в обратном порядке 10 8 6 4 2 0

— Назовите самое маленькое, натуральное однозначное число (большое), маленькое двузначное число.

— Какие числа называются однозначными (двузначными)?

(за правильные ответы на елочке появляются шары)

Третье задание

В Камбодже за несколько дней до Нового года, который там наступает с 12 на 13 апреля, в городах и деревнях появляется множество холмиков из песка. Каждая песчинка этого холмика избавляет от болезни, плохих поступков, которые совершали в прошлом году. Люди хотят войти в Новый год здоровыми, добрыми и с чистой душой.

У нас тоже есть такой холмик. Этот холмик из примеров. Давайте, постараемся решить все примеры правильно, иначе наш холмик распадется.

                                       5 + 0 =
                      2 — 1 =                   1 — 1 =
               2 — 2 =            7 — 1 =         9 — 1 =
         2 + 2 =                   3 — 1 =                4 — 4 =
   4 + 2 =                         7 — 7 =                       8 — 2 =

— Назовите выражения суммы

— Как называются числа при сложении?

— Назовите выражения разности

— Как называются числа при вычитании?

(за правильные ответы не забываем наряжать нашу елку)

Четвертое задание (геометрический материал)

— Кто пришел посмотреть на нашу елку? (снеговик)

— Какие фигуры понадобились, чтобы изобразить нашего снеговика?

— В каких фигурах нет углов?

— Сколько их

— Чем они отличаются друг от друга?

— Какие еще геометрические фигуры вы видите?

— Почему треугольнику дали такое название?

(нос снеговика в виде треугольника)

— Какую фигуру представляет ведро на голове снеговика? Почему?

III. Новый материал

1) Оформление тетради

— Минутка чистописания

— Какого числа приходит к нам Новый год?

— Запишем это число. Всю строчку, через клеточку

— Однозначное оно или двузначное? Почему?

2) Дальше вдруг — сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь.
Объезжать его мы стали —
И задачу увидали.

— Но прежде, чем убрать этот сугроб, давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

— Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её, выбрать нужный знак для решения + или -)

Убираем сугроб, а там краткая запись к задаче. Составляем и решаем задачу.

Было — 2 игрушки
Сделали — 3 игрушки
Стало — ?

(после решения задачи на елке появляется игрушка)

Физминутка

Через видеокассету продемонстрировать отрывок из мультфильма «Новогодняя сказка». Дети под песню «Елочка» выполняют ритмические движения.

3) Работа по учебнику с. 56 № 1

— Читаем задание

— Что это? Можно назвать задачей? Почему?

— Что известно в задаче?

— Что нужно узнать?

— Каким действием будем решать задачу? Почему? (запись в тетради, один ученик у доски)

IV. Повторение

1) Чтобы перейти к выполнению следующего задания давайте вспомним, что такое неравенства? (верные и неверные неравенства)

— Что записано на доске?

— В первый столбик запишите верные неравенства, а во второй столбик — неверные.

0 > 3      7 < 9      10 > 2      4 < 5       3 > 8       2 < 0

(ребята выполняют самостоятельно, затем коллективная проверка) — после проверки на елке появляется шар

2) Знакомый художник прислал нам картину, но она заколдована, чтобы её расколдовать, нужно выполнить задание. Поставить знаки >, <. =, чтобы равенства были верными.
(ребята устно выполняют задание, карточка с выполненным заданием переворачивается, открывая картинку — звезда)

6 * 3 + 2

1 дм * 10 см

5 – 1 * 8

7 -2 * 9

8 * 9

7 – 1 * 6 + 2

— Конечно, мы забыли про звезду и художник нам напомнил.

И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда
Очень яркая, большая.
Пятикрылая — звезда.

(на елочке появляется звезда. Хорошо, если будут гирлянды и их в этот момент включить)

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим на нашу елочку. Принарядилась она к празднику? И это благодаря вашим правильным ответам, хорошей работе.

Под Новый год все ждут сюрпризов. Мы ждем прихода Деда Мороза с подарками. А вот на Кипре Дед Мороз, которого там зовут Святым Василием, положит в ботинки ребят праздничные подарки. После этого дети ходят по улицам поздравляют своих друзей, родственников, получая за это мелкие монетки. Вот и у нас сегодня на уроке под елкой лежит такой башмачок, в котором для всех ребят есть небольшой подарок.(устная оценка работы всех детей на уроке + сладкая награда)

Использованная литература

1. Учебно-методическое издание Я иду на урок в начальную школу (маиематика) М: ООО Издательство «Первое сентября», 2000
2. Лоскутова З. С. Открытые уроки в начальной школе Брянск Издательство И. С. Возякова,2000
3. www. uroki.net
4. www. fistival.1 september

Категория: