Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок «Лексическое и грамматическое значение слова»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сокирко Галина Васильевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория, КГУ «Андреевская средняя школа имени Габита Мусрепова СКО», село Андреевка район им. Габита Мусрепова, СКО

Сокирко Галина Васильевна

 

Цель урока:

  1. формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
  2. выработать умение выделять слово как лексическую единицу;
  3. разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
  4. определять лексическое значение слова;
  5. учить пользоваться толковым словарем;
  6. познакомить учащихся с различными видами словарей
  7. учить сравнивать, выделять главное.

Ход урока

I. Зарядка для ума: «Разгадай шараду»

Из первого слога — идут пароходы,
Последний увидишь в лесу.
Поставь между ними согласную букву,
А целое — в школу несу. (портфель)

II. Изучение нового материала

Мы сейчас с вами составили из разных частей слова «портфель». А вообще что такое слово? (Беседа)

Версии детей:

  • Это набор букв.
  • Это набор звуков, ведь слова мы не только пишем, но и слышим.
  • Это звуки или буквы, расположенные в определенном порядке.

— Итак, у нас три версии, что такое слово. Остановимся на последней, так как она вбирает две предыдущие. Скажите, какой набор звуков будет являться словом:

— (Абэвэгэдэ — это набор звуков, который ничего не обозначает, а абэвэгадэйка — это слово, обозначающее игру с буквами или книгу с такими играми для маленьких детей)

Следовательно, что необходимо, чтобы набор звуков стал словом?

(Набор звуков, расположенных в определенном порядке, будет тогда словом, когда оно будет называть какое-то явление, предмет или действие и т. д.)

 Выяснение лексического значения слова.

— А что значит узнать новое слово?

(Если будет мнение, что узнать слово — узнать, как оно пишется, то предложить детям написать на доске «мшара» и составить с ним предложение.(Дети затрудняются).

— Почему не можем составить предложение? (Не знаем, что слово обозначает).

Вывод: Чтобы узнать новое слово, надо узнать, что оно обозначает, то есть надо узнать лексическое значение слова. Так что же мы будем называть лексическим значением слова? (То, что слово обозначает).

— Лексическое значение обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда слово произносим.

— Что вам помогло отгадать шараду в начале урока? (Лексическое значение слов).

Поскольку никто не сказал лексического значения слова «мшара», то найдите его в толковом словаре в учебнике. (Ребята находят и выписывают лексическое значение слова).

— Запись, обозначающая толкование лексического значения в словаре, называется словарной статьей.

III. Знакомство с толковыми словарями

А.Франс говорил, что «словарь — это вся вселенная в определенном порядке».

— Для чего человеку нужен словарь?

— Какие словари вы знаете?

(Энциклопедические, толковые и орфографические).

— Словарями надо уметь пользоваться. В нужный момент надо обращаться к нужному слоарю.

Задание:

1. Прослушайте текст и скажите, какой словарь попался Ивану Семеновичу и какой словарь ему бал нужен?

Иван Семенович Пуговкин сердится:

— Взял словарь. Открыл на слове «Медь». Читаю: «Медь»-и, ж.

1. Металл красноватого цвета, вязкий и ковкий.
2. Изделия из этого металла: На пароходе было много красной меди: поручни, компас, приборы. 3. Медные музыкальные инструменты. Сверкала медь оркестра.
4. Медные деньги: Две копейки медью.
5.
Красновато-желтый цвет чего-нибудь: После гречихи отливало медью

И все! — Развел руками Пуговкин.

А где же сведения о химических свойствах меди? Плохой словарь!

— Какой словарь попался Ивану Семеновичу? Какой словарь ему был нужен? (Толковый, а нужен энциклопедический).

Учитель: Словари бывают разные. Но мы сегодня говорить будем о толковых словарях. Пользуются заслуженной славой такие толковые словари:

1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Первое издание 1863 г., 4 тома (учитель показывает словарь)

2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка, в одном томе (70000 слов)

3. Самый большой словарь «Словарь современного русского литературного языка», в 17 томах. (120480 слов).

Сообщение о В. И. Дале и его словаре (в сокращении)

Владимир Иванович Даль (1801–1872). Он многое успел сделать в жизни: был офицером флота, высокообразованным врачом, путешественником-этнографом, писателем….

В. И. Даль написал несколько сказок, в которых раскрыл богатство и выразительность народной речи. А. С. Пушкин, даря В. И. Далю свои сказки, написал на книге: «Тебе — от твоих ... сказки» В. И. Даля вызвали Пушкина — на творческое состояние.

После дуэли Пушкина Даль безотлучно находился у постели поэта, стараясь помочь ему как врач и друг.

Постоянной любовью Даля был русский народный язык. Он считал, что литературный, книжный язык его времени должен быть обогащён сокровищами народной речи. Всю жизнь он записывал меткое, мудрое народное слово. Очень много слов записал Даль во время русско — турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов Росси. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.

Однажды во время схватки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину. На тетрадки противник не позарился — не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота.

В 1861 году вышла его книга «Пословицы русского народа». В ней 30000 пословиц, поговорок, загадок, прибауток!

Пятьдесят лет жизни отдал В. И. Даль своему главному делу — «Толковому словарю живого великорусского языка» (4 тома, 1863–1866 годы). В словаре 200000 слов: литературных, областных, научных, наименований из области разных ремесел и занятий. Значение слово, Даль умел толковать наглядно, метко, образно, объяснив слово, он раскрывал его значение с помощью народных поговорок и выражений. Быт народа, его взгляды, убеждения, стремления — всё ярко отразилось в этом необычном словаре. Его и сейчас читать интересно. (Зачитывает слов. статью «Гусь»).

Словарь Даля — явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Создатель его был языковедом по специальности. О себе и своём словаре Даль говорит: Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка. Выдающийся знаток русского слова, В. И. Даль был чутким ценителем русской речи. Жизнь В. И. Даля — это подвиг во имя народного слова, во имя народной культуры.

Сообщение об истории создания словаря.

Толковый словарь — это результат огромного труда. В чем же заключается трудность создания толкового словаря?

Дети: Трудно все слова собрать вместе, ведь один человек не может знать всех слов, которые существуют в языке, трудно их расположить в определенном порядке, трудно так также разъяснить лексическое значение слов.

Задание: В словаре С. И. Ожегова прочтите словарную статью «Свежий». Внимательно разберите все обозначения, которые встречаются в словаре. Замените иллюстрации (примеры) своими и запишите в тетрадь.

IV.Тренировочные упражнения:

1. Игра «Поле чудес»

Задание: определите слово по его лексическому значению, слово запишите, объясните орфограммы.

1) Сигнальный электрофонарь с красным, желтым, зеленым стеклом для регулирования движения на улицах. (светофор)
2) Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска. (лестница)
3) Намеренное искажение чего-либо, неправда. (ложь)
4) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров)
5) Замороженное сладкое кушанье из сливок и сока ягод. (йогурт)

2. «Найди лишнее»

I уровень. Дана группа слов, найдите лишнее, объясните, почему вы так решили.

Слон, жираф, заяц, волк, теленок, лиса, лев, конек-горбунок, крокодил, муравейник.

II уровень. Разделите слова на 2 тематических класса и выпишите их в 2 столбика. Какие слова лишние? Составьте с двумя словами разных классов предложения. Найдите слова с безударными гласными в корне.

Горностай, кабан, виноград, хомяк, пантера, мартышка, ананас, жираф, клей, волк, персик.

III уровень. Здесь спряталась тематическая группа слов. Найдите, выпишите, графически выделите и объясните орфограммы:

Города, хоккей, раковина, сирень, футбол, стадион, промакашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, кукушка, суматоха, спартакиада, родственник, вратарь.

С тремя словами составьте предложения

V. Моделирование словарной статьи

— Мы с вами на уроке сегодня много прочитали словарных статей из толковых словарей. Давайте теперь сами попытаемся составить словарную статью, схема которой следующая:

1) Слово
2) Грамматические пометы (для сущ. оконч., род., пад)
3) Толкование лексического значения
4) Пример употребления в речи

VI. Изучение грамматического значения слова

Задание: Даны слова «красный» и «краснота». Как вы думаете, это одно слово или два разных? Докажите. (Класс делится на 2 группы, идёт работа в группах).

Затем идёт обсуждение.

Версии детей:

1) Это 2 разных слова, хотя однокоренные и имеют почти одинаковое лексическое значение: обозначают красный цвет. Но они отвечают на разные вопросы, поэтому это разные слова (какой? красный; что? краснота).

2) Эти слова отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи: какой? красный — прилагательное. Оно обозначает признак предмета (например, красный лист), а что? красота — это существительное обозначает явление (краснота рук). Ещё эти 2 слова имеют разные окончания и разные морфологические признаки: слово " красный» может измениться по родам: красный — красная — красное, а слово краснота женского рода.

Вывод: Лексические значения этих слов одинаковые, а грамматические разные.

— Следовательно, чем слова могут отличаться друг от друга?

Во-первых, лексическим значением; во-вторых, морфологическими признаками, это говорит о том, что слово кроме лексического значения, имеет и грамматическое значение.

— Что мы будем называть грамматическим значением слова? (Принадлежность слова к определённой части речи и его морфологические признаки (у существительных — род, число, падеж).

VII. Тренировочные упражнения

1. Назовите слова, которые имеют следующее лексическое и грамматическое значения:

  • Неученый, малообразованный, безграмотный; м.р., ед.ч., И.П. (невежественный)
  • Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; ж.р., ед.ч., Р.П. (библиотеки)
  • Ярко осветить; н.вр., 2л., ед.ч. (озаришь)

Дополнительное задание: Сделайте морфемный разбор этих слов (по составу).

2. — Как знание лексического значения слова помогает грамотному письму?

Вывод по уроку: Что мы сегодня нового узнали о слове?

Слово имеет лексическое значение (то, что слово обозначает) и грамматическое значение (морфологические признаки). Если не знаешь лексического значения слова, то его можно найти в толковом словаре.

Домашнее задание:

Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 15–20 слов.

Тематика словарей:

  • Космический словарь;
  • Словарь самых важных слов;
  • Словарь моих любимых слов;
  • Словарь добрых слов;
  • Школьный словарь.
Категория: