Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-исследование: «Эмблема»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Етекбаева Сана Ербаяновна учитель изобразительного искусства, первая квалификационная категория высшего уровня, г. Астана, МКНО

Етекбаева Сана Ербаяновна

6 класс

Зачем людям нужны эмблемы?

Учащиеся исследуют истоки появления символических изображений

Цели:

  • формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем.
  • знакомство с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов

Задачи:

Образовательная: приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры ожидается, что студенты будут изображать декоративную символику, имеющую для человека жизненно важный смысл и углубят свои знания о прекрасном.

Развивающая: развить ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

Студенты будут самостоятельно подбирать художественные материалы для достижения наилучшего результата.

Воспитывающая: воспитать творческую познавательную активность, эстетическое отношение к окружающему миру.

Коммуникативная: развивать навыки и умения с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения. Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликтов, умение воспринимать различные точки зрения, принимать участие в работе парами, группами.

Форма урока: исследование.

Тип урока: комбинированный

Материалы для урока:

Для учителя: таблицы с изображениями знаков-символов, этикетки, символы на одежде, спортивная символика, государственная символика.

Для учащихся: различные художественные материалы.

План урока

1. Организационная часть
2. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.
3. Постановка художественной задачи
4. Работа в группах.
5. Выставка работ.
6. Итог: презентация

Ход урока

Дети входят в класс и прикрепляют эмблемы, этикетки на доску.

Приветствие: улыбнитесь друг другу и тихо сядьте

1. Мозговой штурм

— Ребята, что такое эмблема?

Дети подбирают определения, которые появляются на доске. Мы пришли к выводу, что:

Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей. Появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. Рисунки первобытного человека, на которых он изображал сцены охоты, заменяли письменность. Рисунки-символы, рисунки-пиктограммы служили для передачи сообщений, информации.

— Ребята, вы приготовили и принесли на урок примеры эмблем и символических обозначений, с которыми мы встречаемся в современном мире. Вы провели поисковую работу, чтобы узнать: «Зачем нам нужны символические обозначения и эмблемы?» «Какие значки-пиктограммы придумали люди, чтобы обозначить различные указатели?

Ребята расскажите о результатах поисковой работы.

Ученики выходят к доске, находят на ней свою эмблему и рассказывает о ней классу.

2. Игровая форма

— А теперь распределите свои эмблемы по группам:

3 группы — предупреждающие, направляющие, объясняющие.

Дети подходят к доске, берут эмблему и прикрепляют ее к определенной группе и аргументируют свой выбор.

3. Подведение итогов игры:

— Молодцы, вы справились с поставленной задачей и можете определить какие бывают эмблемы, в общих чертах можете определить какие элементы и знаки зашифрованы в них. На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о символическом характере декоративного искусства на примере эмблемы,

4. Сообщение новых знаний

— Мы проведем заочную экскурсию в историю Олимпийских игр.

Занятия спортом приносят огромную пользу здоровью и играют важную роль в жизни человека. Самый большой спортивный праздник древности — Олимпийские игры — проводили раз в 4 года. В течение почти 12 столетий сильнейшие атлеты встречались в Олимпии. А в 394 году римский император Феодосий отменил эти замечательные торжества. Только через полторы тысячи лет люди всей Земли решили возродить древние олимпийские игры, сделать их всемирными и проводить каждый раз в другой стране.

— Для чего использовали знаки на олимпийских играх?

— Что изображали? Как изображали спортсменов и спортивное снаряжение? К какой группе их можно отнести?

Дети аргументируют свой ответ, доказывая примерами из жизни.

— Молодцы, теперь вы знаете какие знаки и символы бывают, и где их применяют.

А теперь попробуйте в группах сделать эмблему.

Дети обсуждают, предлагают свои варианты, корректируют, оспаривают

5. Планирование, подготовка, объяснение задания к практической работе

Группы составляют алгоритм действий. Планы записывают на листах. Определяют масштаб эмблемы

— Вам предстоит самим создать эмблему из символов и знаков, используя материалы по выбору. Составление эскиза эмблемы.

6. Практическая часть

Веду индивидуальную консультационную работу.

7. Итог урока

Рефлексия. Презентация эмблемы.

— Как вы считаете, нам удалось выполнить задание?

— Вы молодцы, отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас внес частичку творческого труда в общее дело. Ну, а оцените вы себя сами.