Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок биологии в 8 классе «Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Токужина Жанна Жумабековна учитель биологии школы-гимназии имени академика Е.А Букетова города Сергеевка района Шал акына Северо-Казахстанской области

Цель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания о составе крови

Задачи:
1. Образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови и новым понятиями
2. Развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный

Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний

Какую систему органов мы изучили? Что в организме выполняет функцию опоры? Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц? Кислород, питательные вещества. Что их доставляет к клеткам мышц?

2. Изучение нового материала

2.1.Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана и средой обитания для них служила морская вода. Что такое среда? В какой среде существуют клетки нашего организма? Итак, тема урока «Внутренняя среда организма. Состав крови»

Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).

Что же такое внутренняя среда организма?

Внутренняя среда — совокупность жидкостей, представленная кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Характеристика этих сред мной по плану: расположение, функции, количествои показать взаимосвязь этих сред.

2.2. Создание проблемной ситуации.

Кровь — удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. С древних времён интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставит знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Почему же так важно присутствие крови в организме? Учащиеся называют функции крови

2.3. Что же такое кровь? Ученики записывают в тетрадь состав крови (электронный учебник)

2.4. Характеристика клеток крови (самостоятельное изучение учащимися) по плану:

а) количество в 1 мм.куб крови
б) наличие ядра
в) место образования
г) функция клетки

План характеристики даётся трём группам. 1 группа характеризуют эритроциты, 2 группа — лейкоциты, 3 группа — тромбоциты.

Всегда ли сохраняется в организме человека количество клеток крови?

2.5. Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают эритроциты крови человека. Затем по таблице сравнивают с эритроцитами крови лягушки. Какие данные заинтересовали вас? К какому выводу вы пришли? Чья кровь: человека или лягушки перенесет больше кислорода?

2.6. Решение задач по данной теме.

1 группа: при переходе жителей гор на равнины или обратно меняется количество эритроцитов. В каком случае — как?

2 группа: если прилить в кровь чистую воду, то клетки лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

3 группа: при микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

3. Закрепление

3.1.Группам даются задания с характеристикой клеток крови, где допущены ошибки.

Найди ошибку

Тексты

1 группа Лейкоциты

Лейкоциты — белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют хорошо выраженное ядро. В 1 кубическом миллиметре крови их содержится от 9 до 15 тысяч (6–9 тысяч). Как эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Кроме того, лейкоциты вырабатывают иммунные тела — особые клетки (вещества), способные нейтрализовать инфекцию.

2 группа Эритроциты

Эритроциты — красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 кубическом миллиметре крови их 10 млн. (5 млн.). Это клетки овальной (двояковогнутой) форсы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин. Эритроциты образуются в селезенке (красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов — транспорт газов.

3 группа Внутренняя среда организма

Тканевая жидкость — бесцветная прозрачная жидкость, которая образуется из плазмы крови. Она находится в крови (между клетками). Связь между клетками и артериями (капилляры) осуществляется через тканевую жидкость. Тканевая жидкость участвует в обмене веществ. Лимфа — прозрачная жидкость желтоватого цвета, протекающая по лимфатическим сосудам. Лимфа образуется из крови (тканевой жидкости). В сутки у человека образуется около 1,5 литров лимфы. Лимфа возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения.

3.2. Практическая значимость данной темы.

Где в жизни могут пригодиться вам знания данной темы?

3.3. Заполнение учащимися семантической карты

эритроциты лейкоциты тромбоциты тканевая жидкость лимфа
         

Учащиеся знаком «+» указывают признаки, присущие составу крови и внутренней среде организма

1. ядерные бесцветные клетки крови
2. в 1 куб.мм.крови содержится 4,5-5 млн. клеток
3. прозрачная жидкость, образующаяся из плазмы крови
4. способны передвигаться, выдвигая ложноножки
5. образуется из тканевой жидкости
6. красные безъядерные клетки
7. выполняют защитную функцию
8. в 1 куб.мм.крови содержится 250-400 тыс. клеток
9. осуществляет связь между клетками и капиллярами
10. возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения

4. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексияввиде незаконченных фраз:

а) я познакомился
б) я добился
в) мне запомнилось
г) у меня получилось

Ученик подводит итог урока в виде методического приёма «Рыбная кость», где в голове пишется тема урока, в костях — факты по теме, в хвосте — вывод.

Почему при проверке состояния здоровья так важно проводить анализ крови? Бережное отношение к своему здоровью. Достиг ли урок цели, поставленный в начале урока?

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз.
Жамбыл Жабаев

Самоанализ урока

1. Тема: Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови

2. Цель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания о составе крови

3. Задачи:

1. образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови и новым понятиями

2. развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами

3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью.

4. Тип урока: урок изучения нового материала

5. Что способствовало на уроке развитию познавательных интересов.

Использование на уроке элементов следующих технологий:

  •  информационные компьютерные технологии
  •  технология проблемного обучения
  •  элементы критического мышления
  •  технология исследовательского обучения

6. Общеучебные умения и навыки, которые учитель наметил развить у учащихся на данном уроке: уметь давать характеристику клеткам крови; проложить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами

7. Формы работы: самостоятельная работа с учебником, составление учащимися характеристики клеток крови

8. Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный

Категория: