Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок алгебры: «Арифметическая прогрессия»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Рамазанова Алия Ендаулетовна, учитель математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей», город Петропавловск СКО

Рамазанова Алия Ендаулетовна

Класс: 9

Цель урока: Формирование понятия арифметической прогрессии, как одного из видов последовательностей, вывод формулы n-го члена, знакомство с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии. Решение задач.

Задачи урока:

  • Образовательные — учащиеся самостоятельно вводят понятие арифметической прогрессии; формулы n-го члена; характеристическое свойство, которым обладают члены арифметических прогрессий.
  • Развивающие — вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
  • Воспитательные — содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учащиеся поделены на три группы.

  • Создание коллаборативной среды.

Тренинг «Мы желаем…». Сегодняшний урок мы начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на урок и на весь день. Они должны быть краткими, желательно в одно предложение.

Цель тренинга: создание доброжелательной среды среди учащихся, рабочего настроя на урок.

  • Постановка темы урока.

Каждой группе дается конверт, в котором находятся несколько словосочетаний из которых надо собрать связанное предложение, с помощью которого учащиеся самостоятельно смогут сформулировать тему урока.

Словосочетания:

1) Если каждый член последовательности,
2) сложенному с одним и тем же числом,
3) то эта последовательность называется
4) равен предыдущему члену,
5) арифметической прогрессией.
6) начиная со второго.

  • Ознакомление учащихся с картой урока.

Карта урока

1. Тема урока.
2. Что дает изучение данной темы?
3. Я знаю…
    Я умею…
    Я смогу…
4. Кластер = опорный план — конспект.
5. Решаем задачи.
6. ???????
7. Делаем выводы.

  • Что дает нам изучение новой темы? (Учащимся предлагается найти ответ на данный вопрос в учебнике «Алгебра-9», автор Абылкасымова).
  • Критерии успеха.

Учащиеся записывают на карте урока свои критерии успеха: Я знаю… ; Я умею… ; Я смогу… , и несколько учащихся проговаривают их вслух.

2. Изучение нового материала

  • Учащиеся, работая в группе по 3–4 человека, создают опорный план-конспект в виде кластера, где отражены основные этапы данной темы по определенной схеме, используя различные источники информации (различные учебники, интернет и т. д.).

Кластер (опорный план-конспект)

1. Определение арифметической прогрессии. Математическая интерпретация данного определения.
2. Разность арифметической прогрессии.
3. Формула
п-го члена арифметической прогрессии.
4. Запишите арифметическую прогрессию в виде функции.
5. Характеризующее свойство арифметической прогрессии.

3. Первичное закрепление изученного материала

  • Решаем задачи. (В тетрадях учащиеся выполняют задания по всем пунктам (учитель постоянно контролирует весь этап, оказывает помощь)).

Задания:

  • ???????? (Учащиеся устно отвечают на вопросы).

1. Дайте определение арифметической прогрессии.
2. Какое число называется разностью арифметической прогрессии?
3. Какая формула является формулой п-го члена арифметической прогрессии?
4. Сформулируйте характеризующее свойство арифметической прогрессии.
5. Арифметическую прогрессию можно представить в виде какой функции?
6. Какими способами заданы арифметические прогрессии в задании № 1?
7. Какие числа являются членами арифметической прогрессии в задании № 5?
8. Назовите формулы для нахождения двадцатого и восьмого членов арифметической прогрессии в задании № 3.

4. Домашнее задание:

1. &3, стр. 92,93.
2. № 379, № 381–1, № 383–1

5. Рефлексия:

  • Делаем выводы: учащимся предлагается вернуться к своим критериям успешности и заполнить график урока.
Категория: