Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Творческие, креативные возможности этнографической геометрии сценического пространства в театральной работе с одарёнными детьми

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кольченко Лариса Петровна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего квалификационного уровня, стаж 23 года. КГУ «Гимназия «БЭСТ» государственного учреждения «Отдел образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

Творческие, креативные возможности этнографической геометрии сценического пространства в театральной работе с одарёнными детьми

Изучение этнографической геометрии сценического пространства может дать новые возможности руководителям школьных театральных коллективов в креативной постановочной работе с учащимися. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, в поисках новых постановочных идей обратиться к истории развития этнографической геометрии сценического пространства. Итак...

С древних времён геометрия сценического пространства была примитивной. В Древней Греции сцена была обычным прямоугольником, а вот зрительские места вокруг сцены могли располагаться огромными, роскошными амфитеатрами — в форме круга, полукруга, со сводчатыми конструкциями, ярусами, колоннадами, лестницами. Зрителей было очень много, и театр должен был вмещать всех граждан города.

В период средневековья театральные постановки вообще обходились без сцены. Временной сценой становились: внутреннее пространство храма или его паперть; поверхность повозок или просто пространство городских улиц и площадей.

В 16 веке в театрах опять появилась прямоугольная сцена: с щитовыми кулисами и сменными задниками.

В 20 веке появились театры, в которых часть зала считалась сценой: без какого-либо отделения от зрительских мест.

Все эти века усложнялся и становился всё более роскошным только зрительный зал: с амфитеатрами, ложами, балконами, ярусами. А сцена по-прежнему была обычной коробкой. Только во второй половине 20го века начались эксперименты по разработке новых видов сцены: треугольной (со зрителями — с трёх сторон); в форме кольца и т. п.

Но попыток нового, оригинального геометрического оформления сценического пространства было немного.

Симультанная декорация

Название произошло от французского слова simultane — «одновременный». Это тип геометрии сценического пространства, при котором все необходимые для спектакля декорации устанавливались на сцене одновременно: по прямой линии, фронтально. Места действия были обозначены условно:

  • Домик — обозначал храм и дворец.
  • Два дерева — обозначали лес, чащу и т. п.
  • Беседка — рай.
  • Пасть дракона — ад.

Симультанные декорации использовались в средние века. В эпоху Возрождения симультанные декорации перестали применяться.

Театр Англии и Франции 19-го века

Следующей попыткой нового, геометрического оформления сценического пространства стал английский и французский театр 19-го века.

Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие геометрии сценического пространства. В театры пришли работать профессиональные машинисты. Пространство сцены стали заполнять необычные, механические, геометрические конструкции, управляя которыми машинисты воспроизводили на сцене грандиозные зрелища: кораблекрушения; пожары; землетрясения и т. п. Высокие профессионалы (Л. Ж. М. Дагер — во Франции; Ч. Баркер — в Великобритании) демонстрировали в спектаклях движущиеся панорамы и диорамы в сочетании с газовым освещением на сцене. Началось распространение пратикаблей.
ПРАТИКАБЛЬ — объёмная, большая деталь оформления сценического пространства (скала; мост и т. п.)

В 20-ом веке пратикбли стали огромными и необычными: пространство сцены заполняли кубы; площадки; ступени; сдвиги и скосы плоскостей со странными светотенями; системы зеркал; куклы гигантских размеров; фото — и кинопроекции и т. п.

Мейнингенский театр германии 19-го века

В немецком городе Мейнинген экспериментами по оформлению геометрии сценического пространства в 19 веке занялись герцог Георг II и режиссёр Л. Кронек. Они были сторонниками этнографической достоверности спектаклей, поэтому придавали огромное значение созданию на сцене картин реальной природы Германии. Они стали мастерами сценического рельефа.

Применяя огромное количество разнообразных пратикаблей, они создавали внутри сценического пространства горы, реки, долины, леса и т. п.

Самым ярким примером этнографической геометрии сценического пространства в мировой истории театрального искусства стал японский театр Кабуки.

Кабуки

Один из видов классического театра Японии. Начинался как театр женский. Родоначальница Кабуки — актриса О-Куни, которая с 1603 года выступала с женской труппой, показывая зрителям любовные сценки с любовными песнями и танцами. В 1629 году в Японии женский театр был запрещён под предлогом нарушения законов о нравственности. С 1652 года в представлениях Кабуки стали выступать только мужчины. Этот театр получил название ЯРО — КАБУКИ. Появилось специфическое амплуа: актёры — исполнители женских ролей ОННАГАТА (или ОЯМА). В 17-18 веках появился условный грим — КУМАДОРИ:

  • Красный грим — символ справедливости, смелости, страстности.
  • Синий грим — злость, безнравственность, хладнокровие.

Особым достижением театра Кабуки стало оригинальное развитие геометрии сценического пространства.

В 1758 году драматург Намики Сёдзо ввёл в театр Кабуки вращающуюся сцену.

Значительным развитием геометрии сценического пространства в театре Кабуки стал ХАНАТИМИ.

ХАНАТИМИ («дорога цветов») — помост, идущий от сцены через весь зрительный зал. Таких ханатими в зале могло быть сразу несколько.

Так что подиум в современных театрах мод заимствован из японского театра кабуки.

Завершая статью, хочу сформулировать такой вывод: этнографическая геометрия сценического пространства — явление оригинальное и креативное. Её изучение может разнообразить и значительно обогатить выбор художественных средств в деятельности театрального коллектива.