Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема занятия: «Общие сведения о Microsoft Excel»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дутбаева Жанар Кулмухамбетовна
преподаватель информатики
II категория
Медицинский колледж города Жезказган
Карагандинская обл

Методическая разработка

Предмет: информатика

Вид занятия: комбинированный урок.

Тип занятия: урок с применением современных компьютерных технологий.

Цели урока:

  1. Образовательная:
  2. закрепить знания по ранее изученным темам, изучить электронные таблицы Microsoft Excel, рассмотреть основные приемы работы.

  3. Воспитательная:
  4. сформировать стремление к глубокому усвоению электронных таблиц, воспитывать любовь к предмету.

  5. Развивающая:
  6. развивать логическое мышление, интерес к дисциплине через умение применять полученные знания на практике, для ведения различных вычислений с использованием мощного аппарата функций и формул.

Межпредметные связи: информационные технологии в профессиональной деятельности.

Мотивация: различного рода расчеты приходится выполнять специалистам различного рода профессий, даже школьникам и студентам. Причем простейшие расчеты можно произвести на калькуляторе. А если расчеты достаточно сложные, которые нужно красиво оформить и представить графически, то в этом случае на помощь приходят электронные таблицы, в данном случае Microsoft Excel. Эта программа позволяет довольно просто производить различного рода расчеты, в том числе практически все финансовые и бухгалтерские. С помощью этой программы можно подготовить специальные бланки с использованием средств форматирования текста и чисел, также вставки изображений. Электронные таблицы также позволяют организовать и представить данные в виде диаграммы различных типов. Программа позволяет решать довольно сложные задачи.

Например, на предприятии с помощью электронных таблиц можно облегчит выполнение заказа планирования производства, а также расчет налогов, заработной платы, учет кадров и затрат. Мощные математические функции программы можно использовать в области инженерных и естественных наук. Универсальность и простота обеспечила повсеместное использование этой программы.

Методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, индуктивный, метод эвристической беседы, элементы методики вовлечённого обучения, самоконтроль, рейтинговая оценка знаний, использование мультимедийной и личностно-ориентированной технологии.

Наглядные пособия: компьютеры — 25 шт; слайды «Гимнастика для глаз».

Раздаточный материал: карточки с тестом, задания для закрепления, печать электронных таблиц.

Учебные места: аудитория.

Литература:

  1. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев, «Общая информатика», — Москва, 2001 г.
  2. О. Ефимова, В. Морозов, Н. Укренович, «Курс компьютерных технологий с основами информатики», Москва, 2000 г.

Структура урока

1. Организационный момент.
1.1. Взаимное приветствие.
1.2. Проверка присутствующих, отметка в журнале.
1.3. Сообщение цели занятия.
1.4. План проведения урока.

2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Разминка.
2.1.1 Фронтальный опрос в форме игры «Счастливчик».

3. Сообщение и усвоение новых знаний.
3.1 Мотивация.
3.2. Сообщение новых знаний на примере программы Microsoft Excel.

4. Закрепление изученного на уроке материала.
4.1. Работа на компьютере решение задании
4.2. Работа в микрогруппах по решению тестов (по вариантам).

5. Выдача домашнего задания.
5.1. Подготовиться к практическому занятию по предлагаемым вопросам.

6. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся на уроке.
6.1. Заключительная часть (обобщение, подведение итогов, объявление оценок).

Методика проведения занятия

1. Организационный момент

1.1. Взаимное приветствие.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

1.2. Проверка присутствующих (рапортичка старосты).

1.3. Сообщение цели занятия.

На этом уроке мы с вами начинаем знакомство с электронными таблицами. Рассмотрим их на примере программы Microsoft Excel.

Различного рода расчеты приходится выполнять специалистам различного рода профессий, даже школьникам. Причем простейшие расчеты можно произвести на калькуляторе. А если расчеты достаточно сложные, которые нужно красиво оформить и представить графически, то в этом случае на помощь приходят электронные таблицы, в данном случае Microsoft Excel. Эта программа позволяет довольно просто производить различного рода расчеты, в том числе практически все финансовые и бухгалтерские. С помощью этой программы можно подготовить специальные бланки с использованием средств форматирования текста и чисел, также вставки изображений. Электронные таблицы также позволяют организовать и представить данные в виде диаграммы различных типов. Программа позволяет решать довольно сложные задачи.

Например, на предприятии с помощью электронных таблиц можно облегчить выполнение заказа планирования производства, а также расчет налогов, заработной платы, учет кадров и затрат. Мощные математические функции программы можно использовать в области инженерных и естественных наук. Универсальность и простота обеспечила повсеместное использование этой программы.

1.4. План проведения урока.

  • первоначально мы выполним разминку, проверим свои знания по ранее изученным темам;
  • затем изучим новый материал с использованием компьютера и раздаточного материала.
  • закрепим полученные знания;
  • и, наконец, подведём итоги.

2. Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний проводится в форме фронтального опроса Чтобы вспомнить изученный материал, проведем разминку.

2.1 Разминка

2.1.1. Проводится в форме фронтального опроса. Учащимся предлагается ответить на вопросы, за которые они будут получать баллы. (Приложение № 1).

3. Сообщение и усвоение новых знаний

3.1. Мотивация.

3.2 Сообщение нового материала с использованием компьютера раздаточного материала. (Приложение № 2)

4. «Гимнастика для глаз» (Приложение № 3)

4.1 Мы с вами закончили изучение темы MS Word. При изучении этой программы мы встречались с таким понятием, как таблица. Учились заполнять таблицы. Наверное, вы заметили, что данные, представленные в табличной форме воспринимаются легче. Например, посмотрите на эту таблицу:


Подарочные наборы



Название конфет


Стоимость 1 кг


Количество кг


Всего

1 Ласточка 300 1 300
2 Мишка 400 2 800
3 Весна 500 3 1500
      Итого: 2600

Здесь сказано, что конфет Ласточка было куплено 1 кг на 300 тенге

Мишка — на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить 2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это неудобно.

Поэтому, для проведения вычислений в таблице была создана программа MS Excel.

Итак, программа MS Excel создана для обработки электронных таблиц.

Сегодня мы начнем изучение этой темы. Применение этой программы очень разнообразно. Нет ни одного человека, который, умея работать на компьютере не знал или не хотел бы знать об этой программе.

4.2 Студентам предлагается тест на тему «Электронные таблицы», на выполнение — 5 минут. Каждому учащемуся выдается тест с вариантами ответов. (Приложение № 5). Если учащийся отвечает правильно, у него должно получить определенное число, по которому можно судить о правильности ответов. Результат теста проверяется с помощью «ключа». (Приложение № 6).Учащиеся меняются листами и оценивают друг друга.

5. Закрепление изученного на уроке материала (Приложение № 4)

6. Выдача домашнего задания

6.1. Предлагается выучить конспект и подготовиться к практическому занятию.

7. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся на уроке

7.1.Заключительная часть. Преподаватель подводит итог урока, благодарит студентов за работу на уроке, отмечает наиболее активных студентов, подводит итоги занятия, оценивает знания.

Приложение № 1

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение № 2

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение № 3

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение № 4

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение № 5

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение № 6

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: