Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Сходство и различие степеней сравнения наречий и прилагательных

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Агажанова Раушан Амангельдиновна — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы имени Н.Мейирманова села Есир Амангельдинского района Костанайской области, стаж 20 лет, высшая категория

Тема урока: Сходство и различие степеней сравнения наречий и прилагательных

Цель урока: обобщить знания о способах образования степеней сравнений наречия и имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умениетворческого применения знаний для решения практических задач во время сдачи ЕНТ.

Иметь: знания по морфологии имени прилагательного, наречия.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени, образовывать все формы степеней сравнения прилагательных и наречий, определять их сходство и различие.
Способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической (работоспособность, организованность, дисциплинированность) и творческой (активность, самостоятельность, увлеченность, любознательность) деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся смогут обобщить знания, умения и навыки по различению в потоке речи прилагательных и наречийв сравнительной и превосходной степени, проанализируют различные языковые явления, сопоставляя их между собой.
2. Будут созданы условия для более качественной подготовки к ЕНТ.
3. Обеспечение атмосферы успешности для каждого обучающегося.

Тип урока: урок-практикум

Класс: 10

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, технологические карты, оценочные листы, таблицы.

 

Эпиграф урока:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы
из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь

І. Побуждение интереса:

Предлагается прописать: гр, аф, эпи.

Задание. Какое слово можно составить из данных буквосочетаний? (Эпиграф). Известно ли вам, что это слово обозначает?

(Толкование слова ищет ученик, которому на уроке выпало играть роль господина Словаря.) Эпиграф — цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения или перед его разделами и выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность.

У нашего урока тоже есть эпиграф. Это слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

— Запишите эпиграф, соблюдая правила его оформления на письме. Как вы понимаете это высказывание русского писателя?

— Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)

— Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)

— Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два — краткие прилагательные, метко — наречие.)

— Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания об имени прилагательном и наречии, а именно о способах образования степеней сравнения, определим сходства и различия. Каждому из вас будет дан оценочный лист, при помоши которого вы сможете самостоятельно оценить свои знания, умения и навыки.

Прежде чем приступить в выполнению заданий, давайте психологически настроимся на успешное выполнение заданий и взаимосотрудничество. Все хором произнесем следующие строки:

Мир, мир, мир везде —
Мир во мне и мир в тебе!
Свет, свет, свет везде —
Свет во мне и свет в тебе!
Любовь, любовь, любовь везде —
Любовь во мне и любовь в тебе!

ІІ. Поиск ответов

Разминка для актуализации знаний. 1) Терминологическое лото.

 1

Наречия образа действия

2

Притяжательныеприлагательные

3

Качественные прилагательные

4

Относительные прилагательные

5

Наречия, которые пишутся через дефис

6

Наречия времени

7

Краткие прилагательные

8

Наречие

9

Прилагательное

Терминологическое, грамматическое лото может стать одной из форм работы на уроках в 8-10-х классах, которая поможет учителю внести разнообразие в деятельность учеников и будет способствовать подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных умений и навыков, поскольку дети часто допускают ошибки в постановке знаков препинания, потому что не видят, какое перед ними предложение, чем оно осложнено.

Оборудование для игры представляет собой большую карту, расчерченную на 9 клеток, с обозначеннымиправилами, набор маленьких карточек с цифрами от 1 до 9 (по количеству предлагаемых детям слов), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.

Ход игры: учитель (ведущий) объявляет тему, участники готовят большую карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 слов илипредложений (об этом ученики предупреждаются заранее). Результат игры может быть проверен учителем после урока, тогда дети оформляют его в виде схемы, при фронтальной проверке во время урока один из учеников читает цифры вслух (последовательно — по горизонтали — каждую строку). В данном случае учащиеся проверяют свои ответы в ходе урока.

Задания для заполнения терминологического лото:

1. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2. Вприпрыжку, быстро, с разбегу.
3. Осенний день, морской песок, декабрьское утро.
4. Это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы как? где? куда?
5. Наречия, образованные при помощи приставки -кое-, суффиксов то, -либо, -нибудь.
6. Папин кабинет, лисья шкура, волчьи следы.
7. Споразанку, поздно, рано.
8. Быстра, молод, красивы.
9. Великие, высокий, добрая.

Учащиеся проверяют свои ответы вместе с учителем, комментируют свой выбор:

2

6

9

3

5

7

8

4

1

1. Перечислите названия произведений, содержащие прилагательные. Запишите прилагательные в тетрадь, определите их разряд по значению.

«Василиса Прекрасная»; «Теплый хлеб», Паустовский; «Старые пословицы», Дж. Родари; «Великие путешественники», Зощенко; «Медный всадник», «Зимнее утро», «Станционный смотритель», Пушкин, «Майская ночь…», Гоголь; «Уроки французского», Распутин; «Серебряный герб», Чуковский.

(Прекрасная — качественное, теплый — качественное, старые — качественное, великие — качественное, медный — относительное, зимнее — относительное, станционный — относительное, майская — относительное, французского — относительное, серебряный — относительное.).

— От каких прилагательных образуются степени сравнения? (только от качественных прилагательных). Просмотр презентации «Степени сравнения прилагательных».

2. Образовать степени сравнения от прилагательных, используя таблицу.

Прекрасная —
теплый —
старые —
великие —
замашистый /из эпиграфа/ —
бойкий /из эпиграфа/ —

Таблица № 1. Степени сравнения прилагательных

 Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

1) при помощи суффиксов ЕЕ, ЕЙ:

острый – острее

2) при помощи суффикса Е:

жаркий – жарче

3) при помощи суффикса ШЕ:

долгий – дольше

4) при помощи приставки ПО и суффиксов ШЕ (Е):выше – повыше

5) от других основ: хороший – лучше

 

1) при помощи суффикса АЙШ:

строгий – строжайший

2) при помощи суффикса ЕЙШ:

храбрый – храбрейший

3) при помощи приставки НАИ и суффикса Ш (ЕЙШ):

4) высокий – наивысший

составная

Слова БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма прилагательного.Более красивый

Менее спокойный.

1) слова САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ + начальная форма прилагательного

самый твердый

2) сравнительная степень прилагательного + ВСЕХ: умнее всех

Проверьте себя!

Прекрасная — прекраснее, более прекрасная, прекраснейшая, наипрекрасная, наипрекраснейшая, самая прекрасная, прекраснее всех.

Теплый — теплее, менее теплый, теплейший, теплее всего.

Старые — старше, менее старые, старейшие, старше всех.

Великие — более великие, наивеличайшие, величайшие, самый великий.

Замашистый /из эпиграфа/ — замашистее, более замашистый, самый замашистый, замашистее всех.

Бойкий /из эпиграфа/ — бойче, менее бойко, самый бойкий, бойче всех.

3.Цифровой диктант. Указать верные утверждения. Если ответ «Да», то отметьте цифрой — 1, если «Нет», то поставьте цифру — 0.

1.Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, действия и признак признака.

2.Наречие — неизменяемая часть речи.

3.Наречие спрягается.

4.В предложениях наречия являются обстоятельствами.

5.К обстоятельственным наречиям относятся наречия, обозначающие цель действия, место действия, время действия, причину действия, условие действия.

6.Все наречия могут иметь сравнительную степень.

7.Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов ЕЕ (ЕЙ), Е, ШЕ

8.Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ и наречия в простой сравнительной степени.

9.Превосходную степень имеют только качественные наречия.

10.Составная превосходная степень образуется при помощи местоимений ВСЕГО или ВСЕХ и наречия в сравнительной степени.

11.Наречия в сравнительной степени относятся к глаголам.

12. Наречия в сравнительной степени в предложении являются сказуемыми.

13.Прилагательные в сравнительной степени относятся к существительным.

14.Прилагательные в сравнительной степени в предложении являются сказуемым и обстоятельствами.

15. Наречия с приставкой ПО и суффиксами ОМУ, ЕМУ, И, У пишутся через раздельно.

Проверьте себя! Ключ к цифровому диктанту:

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

Физминутка для глаз.

Наречия на -о и -е, образованные от качественных прилагательных, имеют формы сравнительной и превосходной степени.

3. Задание. Выпишите наречия на -о и -е, образованные от качественных прилагательных, образуйте от них сравнительную и превосходную степень.

Сражайся смело, спала ночью, встала рано, вдруг налетела буря, раздавались мгновенно, присутствовать иногда, тотчас явиться, коснуться невзначай, разгораться медленно, не разобрать спросонья, обидеть сгоряча, трижды пытаться, очень волноваться, гулять дотемна, произрастать издавна, расположиться вблизи, остановиться здесь, наткнуться сослепу, разорвать назло, мало тренироваться, увеличить нагрузку вдвое, совершенно выздороветь, заниматься серьезно.

Таблица № 2. Степени сравнения наречий.

Проверьте себя!

Смело — смелее, менее смело, смелее всех.
Рано — раньше, более рано, раньше всех.
Мгновенно — мгновеннее, менее мгновенно, мгновеннее всех.
Медленно — медленнее, более медленно, медленнее всего.
Серьезно — серьезнее, менее серьезно, серьезнее всего.
Метко /из эпиграфа/ — более метко, наименее метко.

4. Прочитайте предложения. Укажите, в каких предложениях выделенные слова -сравнительная степень прилагательного (столбик, А), а в каких — наречия (столбик Б). Какими членами предложения являются те и другие?

А Б

Левый берег ниже правого. Над морем самолет спустился ниже. Ваш ответ точнее моего. При изложении точнее формулируйте мысли. Новое здание театра красивее старого. Вы пишите красивее. Сегодня море тише, чем вчера. В присутствии больного все говорили тише. Мой брат выше меня. Мой брат через планку прыгает выше меня. Проверьте себя!

А Б

Берег (каков?) ниже. Сказуемое.

Спустился (как?) ниже. Обстоятельство.

Ответ (каков?) точнее.

Формулируйте (как?) точнее.

Здание (каково?) красивее.

Пишите (как?) красивее.

Море (каково?) тише.

Говорили (как?) тише.

Брат (каков?) выше.

Прыгает (как?) выше.

Вывод: прилагательные в сравнительной степени относятся к имени существительному, отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? В предложении они выполняют роль сказуемого.

Наречия в сравнительной степени относятся к глаголу, отвечают на вопросы как? В предложении они являются обстоятельствами.

6. Выпишите пословицы со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова, употребленные в форме сравнительной степени, как члены предложения.

1.Человеческое слово стрелы острее. 2. Больше слушай, поменьше говори. 3.Легче друга потерять, чем найти. 4.Живое слово дороже мертвой буквы. 5. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 6.Дым Отечества светлее чужого огня.7. На чужой стороне родина милей вдвойне.

Проверьте себя: 2, 3, 5. Наречия в сравнительной степени больше, поменьше, легче, дружней выполняют в предложениях роль обстоятельства.

ІІІ.Рефлексия

7.Сравнительный анализ по диаграмме Венн (работа в парах).

 Степени сравнения прилагательных

Сходство

Степени сравнения наречий

1.Прилагательные в сравнительной и превосходной степениотносятся к имени существительному, отвечают на вопросы каков?какова?каково? каковы?.

2. В предложении онивыполняют роль сказуемого.

3. Простая форма превосходной степениобразуется

1) при помощи суффикса АЙШ:

строгий – строжайший

2) при помощи суффикса ЕЙШ:

храбрый – храбрейший

3) при помощи приставки НАИ и суффикса Ш (ЕЙШ):высокий – наивысший

4) от других основ:

хороший - лучше

1. Степени сравнения показывают,что один и тот же признак проявляется у разных предметов по-разному ( в разной степени).

2.Образуются от качественных прилагательных и наречий на –о,-е, образованных от качественных прилагательных.

3. Простая формасравнительной степени образуется при помощи суффиксов –е,-ее,-ей,-ше.

4.Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов более,менее.

5. Составная форма превосходной степени образуется при помощи слов наиболее,наименее; сравнительная степень + всего (всех).

1.Наречия в сравнительной и превосходной степени относятся к глаголу, отвечают на вопросы как? каким образом?когда?.

2.В предложении они являются обстоятельствами.

3.Простая форма превосходной степени не образуется.

8. Тест по теме «Степени сравнения прилагательных и наречий»

1. Укажите предложение с прилагательным в форме составной превосходной степени.

A) Над изразцовым очагом висел портрет дамы удивительной красоты.
B) Отдаю я вам, звезды прекрасные, ваши сказки задумчиво — чудные.
C) Все злей метель и с каждой минутой сердито рвет последние листы.
D) В природе до сих пор не найдено материала теплее и легче гагачьего пуха.
E) Был конец июля, и были самые короткие и красивые белые ночи.

2. В этом предложении прилагательное употреблено в форме составной сравнительной степени.

A) Город становился все более незнакомым.
B) Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой.
C) Все эти подробности возникли перед глазами, одна другой интереснее.
D) Сосны вдали зеленей и видней.
E) Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее.

3. Укажите прилагательное в форме превосходной степени.

A) Дорогой. B) Искусный. C) Прелестный. D) Чудесный. E) Вкуснейший.

4. Укажите пример с наречием в форме превосходной степени.

A) Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне, Закажите ей меньше печалиться.
B) Уж реже солнышко блистало.
C) При Лидии Макаров говорил громче, увереннее.
D) Собаки залаяли громче и дружнее.
E) Всех выше нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал.

5. Укажите предложение с прилагательным в форме простой сравнительной степени.

A) Этот лес более темный чем тот, что у озера.
B) Здоровье дороже золота.
C) Байкал — глубочайшее озеро на Земле.
D) В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
E) Это место казалось ему самым красивым в лесу.

6. Укажите наречие в форме сравнительной степени.

A) Это озеро глубже.
B) Мороз все крепче.
C) Этот путь короче.
D) Живется труднее.
E) День стал длиннее.

7. При образовании формы сравнительной степени в этом прилагательном изменяется все слово.

A) Далекий. B) Слабый. C) Богатый. D) Завистливый. E) Плохой.

8. Укажите предложение с прилагательным, которое не имеет краткой формы и степеней сравнения.

A) Далеко сияют розовые степи, широко синеет тихая река.
B) Остывает запад розовый.
C) Летят журавли высоко под куполом синих небес.
D) Стояли теплые деньки.
E) Смолкли птичьи разговоры.

9. Укажите предложение с наречием в форме превосходной степени.

A) Небо красиво украшено узорами звезд.
B) Общество заинтересовано в строительстве железной дороги в этом районе.
C) Время стоянки было сокращено.
D) Население предупреждено о возможности наводнения.
E) Моего отца слушали внимательнее всех.

10. С какой частью речи связано прилагательное в сравнительной степени?

А) с существительным. В) с глаголом. С) с предлогом. D) с наречием. Е) с местоимением.

После выполнения теста учащиеся проводят взаимопроверку.

Проверьте работу одноклассника! Ключ к тесту: 1е, 2а, 3е, 4е, 5в, 6д, 7е, 8е, 9е, 10а.

Подведение итогов урока. Закончите предложения на листе обратной связи:

Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я повторил… Теперь я могу…

Приложение № 1.Оценочный лист ученика (цы) 10 класса:

 № задания

Содержание работы

Количество баллов

Фактически набрано

1

Определение разряда прилагательных в названиях литературных произведений

10

 

2

Образование степени сравнения прилагательных

6

 

3

Цифровой диктант

15

 

4

Образование степени сравнения наречий

6

 

5

Распределение прилагательных инаречий в сравнительной степени

10

 

6

Выписать пословицы со сравнительной степенью наречий и определить их синтаксическую роль в предложении.

3

 

7

Нахождение сходств и различий степени сравнения прилагательных и наречий (работа в парах)

10

 

8

Тест по теме «Степени сравнения прилагательных и наречий» ( Взаимопроверка)

10

 

 

Всего

70

 

Критерии оценивания ответов:

«5» — 60 — 70 баллов
«4» — 50 — 59 баллов
«3» — 40 — 49 баллов.

Использованная литература:

1. Русский язык для 5–8 классов вечерней (сменной) школы. Авторы-составители С.Крючков, Л.Максимов, Издательство «Просвещение»,1979 г.,стр. 123–125,246–247.
2. Русский язык.7 класс. Авторы М.Баранов, Издательство «Просвещение»,1989 г.,стр. 83–85
3. Русский язык. Теория. Учебник для 5–9 классов. Авторы В.Бабайцева, Л.Чеснокова, Издательство «Просвещение»,1995 г.,стр. 116–117, 128- 129.
4. Краткий словарь иностранных слов. Составитель С.Локшина. Москва, издательство «Русский язык»,1977 г., стр. 342.
5. В.Гетманова «Пособие по русскому языку для учащихся 9–11 классов, готовящихся к ЕНТ». Шымкент «Шикула» 2008 г.

Категория: