Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Тема урока: Лексика русского языка. Обобщение

 

 

Боровских Ольга Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское»
Осакаровского района Карагандинской области

Цели урока: обобщить изученный материал о лексике русского языка, воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, развитие критического мышления, творческих способностей, грамотной речи.

Оборудование: стенд «Лексика русского языка» (таблицы), стенд «Русский язык в современном мире», словари.

Ход урока

I. Сообщение целей урока

II. Вступительное слово учителя

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, политическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью. Дремучий мир, на который он накинул сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.

Каково же положение русского языка в современном мире?

III. Сообщение ученицы «Русский язык в современном мире»

В настоящее время русский язык является мировым языком — средством международного общения. Он принят Организацией Объединённых Наций в качестве официального и рабочего языка наряду с английским, французским, испанским, китайским и арабским. Русским языком в мире владеют около 278 млн. человек.

Народами СНГ русский язык используется как средство межнационального общения.

В Республике Казахстан в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. 66% населения нашей страны активно владеют этим языком.

В Послании Президента народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Нурсултан Назарбаев предлагает начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков»: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».

IV. Слово учителя

Для нас русский язык является родным. 11 лет вы изучали его как школьный предмет. Учили правила, запоминали правописание трудных слов, писали диктанты, изложения. И вот уже скоро последний звонок, ЕНТ, выпускной бал и…взрослая жизнь. Пригодится ли вам в этой жизни всё, что мы делали на уроках? Я думаю, да. Порой одно сказанное человеком предложение говорит о нём больше, чем самая подробная характеристика.

V. Чтение наизусть стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»

VI. Опрос

Вспомните группы слов, входящих в лексику русского языка.

— Лексика бывает активная и пассивная. Вторая включает в себя историзмы, архаизмы и неологизмы.

— Лексика русского языка делится на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления (диалектную, профессиональную и жаргонную).

— По происхождению есть исконно русская и заимствованная лексика.

Работа с таблицами на стенде, работа со словарями, индивидуальная работа по карточкам.

VII. Повторение заимствованной лексики

1. Беседа. В русском языке много иностранных слов, заимствованных из разных языков. Назовите причины их проникновения в русский язык.

2. Сообщение ученицы об иноязычных словах (10 класс, § 18).

3. Работа в группах. Задание: записать иностранные слова, связанные с компьютеризацией (1), название новых профессий (2), политические термины (3).

4. Дебаты.

1) Слово учителя.

Всегда ли оправдано употребление иностранных слов в русском языке? Своё мнение по этому вопросу готовили две группы учащихся. Употребим модное теперь слово «дебаты», что значит обмен мнений. Тема дебатов: «Русский язык». Резолюция: Проникновение в русский язык иностранных слов допустимо и безвредно. Предоставим слово первой группе, которая защищает резолюцию.

2) Выступление спикера команды «Гостеприимство».

Уважаемые оппоненты и зрители! Я спикер команды «Гостеприимство». Тема наших дебатов: «Русский язык». Резолюция дебатов: «Проникновение в русский язык иностранных слов допустимо и безвредно». Мы поддерживаем эту резолюцию.

Критерием её мы выдвигаем то, что на протяжении всей истории русского языка походило заимствование иностранных слов, и, тем не менее, русский язык до сих пор своеобразен, богат и уважаем.

Мы считаем, что государство, которое поддерживает со многими странами политические, экономические, культурные связи, не может избежать проникновения в страну, в свой язык слов из других языков.

Русский критик Виссарион Григорьевия Белинский писал: «Какое бы ни было слово, своё или чужое, лишь бы выражало заключённую в нём мысль, — если чужое лучше выражает её, чем своё, давайте чужое, а своё несите в кладовую старых вещей». Мы поддерживаем позицию Белинского.

Обратимся к истории.

Великий Пётр I, желая «прорубить окно в Европу», заявить миру о Российском государстве, ездил учиться в европейские страны, посылал туда сограждан, привозил предметы, нововведения и их названия из-за границы и сохранил при этом чистоту государственного языка.

Первые главы романа «Война и мир» написаны Толстым на французском языке. Это свидетельствовало о том, что в начале XIX века высший свет, пренебрегая русским языком, общался на чужом языке. Даже в таких условиях русский язык был сохранён народом. Это доказывает его живучесть.

XXI век — век компьютеризации. Причин использования компьютера много. Главные из них — повышение производительности; возможность обработки данных с большой скоростью; точность и аккуратность. Теперь нельзя представить производство, учреждение, образование без компьютера, Интернета.

Внедрение компьютерных систем повлекло за собой массу иностранных слов. Отказываться от них, заменить их русскими названиями неразумно, да и бессмысленно — это международная лексика.

И в повседневной жизни некоторые иностранные слова стали более удобными для употребления благодаря своей компактности: поливитамины, алгоритм, мини, максимум и др.

Русский язык представляется нам хлебосольным хозяйством, чьё радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одним хозяин легко прощается, ибо не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом — твой дом, — говорит он полюбившемуся гостю. — Хочешь — смени свой иноземный наряд на русские одежды. А нет — что за печаль — оставайся самим собой…

На этом я заканчиваю своё выступление. Спасибо за внимание.

3) Выступление спикера команды «Патриот».

Уважаемые оппоненты и зрители! Я спикер команды «Патриот». Тема наших дебатов: «Русский язык». Резолюция дебатов: «Проникновение в русский язык иностранных слов допустимо и безвредно».

В русском языке слишком много иностранных слов, заимствованных из разных языков. Мы считаем это недопустимым.

Русский язык является неотъемлемым признаком русской нации. Он обладает способностью сохранять и накапливать в себе события тысячелетней истории русского народа. Национальный русский язык представляет собой своеобразное зеркало жизни, внутреннего мира, менталитета русского народа — носителя языка.

Ещё Владимир Иванович Даль, составитель толкового словаря русского языка решительно выступал против иностранных слов. Он потратил немало усилий, заменяя иноязычные слова русскими, в том числе придуманными. Например: волнователь вместо агитатор, ловкосилие вместо гимнастика, синеалый вместо фиолетовый.

«Мы не гоним, — говорил он, — все иностранные слова из русского языка, мы больше стоим за русский склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот и сотни других, когда без малейшей натяжки можно сказать то же по-русски? Разве нравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словари делает много зла».

Об этом же говорил Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума». Помните?

    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять здравый смысл и здравый вкус.

В связи с этим хочу рассказать об исландском народе. Есть у этого народа одна черта — это любовь и интерес к родному языку. В исландском почти нет иностранных слов. Для таких понятий, как техника, космос, стадион, спектр, атом, автобус, фотоаппарат, и для тысяч и тысяч других понятий современный исландский язык использует свои слова. При бурном развитии современной науки и техники, когда буквально каждый день приносит новые понятия, такая борьба против иностранных слов, конечно, очень нелегка. Но пока она ведётся успешно. Причина её кроется в стремлении очень маленького народа сохранить в чистоте то, что он считает одним из своих величайших национальных достояний — язык.

И в России ещё в 1920 г. руководитель страны Владимир Ленин ставил вопрос об очистке русского языка от иностранных слов, который и сейчас, мы считаем, актуален. А всё потому, что русский язык мы портим, употребляя иностранные слова без надобности. «Если человеку, недавно научившемуся читать, простительно употреблять иностранные слова, как новинку, то литераторам простить этого нельзя» — писал Ленин в статье, в конце которой он задаёт вопрос: «Не пора ли объявить войну коверканью русского языка?» Вполне современный вопрос. «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас», — писал мастер слова Тургенев.

На этом я заканчиваю своё выступление. Спасибо за внимание.

4) Дискуссия.

5) Обобщение учителя.

Как учитель русского языка я призываю вас бережно обращаться со своим родным языком. Мы, учителя, тоже наблюдаем не всегда оправданный наплыв иностранных слов: мониторинг, рейтинг, адаптация, модуль, портфолио; некоторые лингвистические, географические, биологические термины не только трудно запомнить, их, бывает, трудно выговорить. Не все статьи газет и выступления по телевидению доступны для понимания каждого гражданина. Давайте будем беречь наш родной язык!

VIII. Рефлексия

IX. Домашнее задание

1. Русский язык богат. Докажите это. Напишите характеристику своего одноклассника, состоящую из одного предложения.

Или

2. Составьте памятку «Берегите русский язык».

Лексика русского языка
Категория: