Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Приготовление, оформление и подача салатов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Федотова Ольга Анатольевна мастер производственного обучения ГУ ПЛ № 12 г. Караганда

 

Пояснительная записка

 

Урок производственного обучения разработан в рамках регионального Проекта «Преемственность основного общего и технического профессионального образования». В этом проекте работают несколько образовательных учреждений, в т. ч. ГУ «ПЛ № 12» и ШЛ № 101 г. Караганды. Данный урок включён в план совместных мероприятий по реализации проекта и носит интегрированный характер как по уровням подготовки (школа — лицей), так и по междисциплинарной интеграции. В соответствии с этим выбран вид урока — урок наставничества и организационная форма урока — парная. В паре работают обучающийся лицея и учащийся школы. Как мотивационный аспект предполагается саундтрек к мультфильму «Рататуй» о «позитивном наставничестве».

Тип урока — выполнение сложных комплексных работ — соответствует уровню программы Лицея третьего курса обучения. Экспериментальная интегрированная программа по предмету «Технология приготовления пищи», разработанная творческой группой педагогов школы, лицея и колледжа чётко определяет содержание по теме «Холодные блюда и закуски» для всех трёх уровней. Если в школе учащиеся знакомятся с технологией приготовления самых распространённых программных салатов (оливье, винегрет и т. д.), то в лицее акценты ставятся на оригинальное их оформление и способы подачи с учётом нестандартных подходов и требований в мировой практике в этом вопросе. Обучающиеся третьего курса, работая на практике в ресторанах и кафе, приобретают навыки банкетной подачи, оформления салатов и холодных блюд. В процессе урока готовы поделиться своими знаниями и опытом с учениками школы.

Межпредметная интеграция охватывает большой спектр как профессиональных, так и общеобразовательных дисциплин, которые являются профилирующими для подготовки специалистов организации питания. Кроме того, тема еды встречается почти в каждом литературном произведении авторов 18–20 веков, в т. ч. и в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Такой широкий диапазон междисциплинарной интеграции создаёт условия для дополнительной мотивации учащихся к овладению знаниями по предметам, связывает их с жизнью, создаёт целостность процесса обучения.

Предполагается, что данный урок базируется на теоретических знаниях по теме не только по процессу приготовления, но и по организации рабочих мест, правилам безопасной эксплуатации оборудования т. к. участники урока уже изучили данный материал по дисциплинам теоретического курса. Правила коммуникации при работе в паре учащимся тоже знакомы, но педагог в процессе урока будет наблюдать за их соблюдением и позитивным формированием вследствие того, что пары созданы путём случайного отбора (оргмомент) и дети друг с другом не имели возможности «сработаться».

Цели разработаны и находятся в соответствии с другими дидактическими основами урока. Они дифференцированы относительно уровня участников урока. Для учащихся школы — формирование, а для обучающихся лицея — развитие уже имеющихся практических умений и навыков. Для тех и других формирование навыков межличностных отношений при выполнении практического задания.

Структура урока соответствует структуре, принятой в практике для разработки и организации урока п/о. Каждый этап урока выдержан по времени и обеспечен необходимым количеством и видом дидактических материалов; разнообразен по методическим приёмам, максимально визуализирован с использованием современных средств визуализации, что позволит поддерживать интерес к происходящему на протяжении всего урока.

План урока

Адресная категория

Условия проведения: Учебная лаборатория

Специальность: Организация питания

Квалификация: повар-кондитер

Курс, год обучения: третий, 9 класс ШЛ № 101

Учебная тема: Холодные блюда и закуски

Тема занятия: Приготовление, оформление и подача салатов

Тип урока: выполнение сложных комплексных работ

Вид урока: урок наставничества

Организационная форма: парная

Межпредметные связи: технология приготовления пищи: «Холодные блюда и закуски»; организация обслуживания посетителей: «Способы, правила и особенности подачи закусок, блюд и напитков»; товароведение «Основные вещества пищевых продуктов» охрана труда: «Организация технологических процессов и рабочих мест»; организация производства предприятий питания: «Организация работы холодного цеха»; калькуляция и учет: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»; основы физиологии питания, санитарии и гигиены: «Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов»; профессиональная этика: «Психология межличностных отношений»; рыночная экономика: «Производство и производительность. Казахстан участник мировой торговли»; основы стандартизации, метрологии и сертификации «Стандарты»; казахский, русский языки: «Словарь», «Орфоэпия»; химия: «Изменения химических веществ, происходящие при приготовлении пищи»; физика «Изменение состояния вещества», математика «Геометрические фигуры», киноискусство саундтрек к мультфильму «Рататуй».

Необходимые знания и умения: теоретический материал по теме; организация рабочих мест в холодном цехе; работа с нормативно-технической документацией (НТД); правила безопасной эксплуатации оборудования; правила работы в паре

Цели урока:

  • углубление ранее изученных знаний по приготовлению салатов, отработка приемов их оформления и отпуска;
  • формирование у учащихся практических умений по приготовлению салатов;
  • развитие профессиональных навыков по установлению связи причин и следствия;
  • формирование активной положительной коммуникации в процессе парной учебно-трудовой деятельности

Методическая цель: реализация компетентностного подхода, способствующего профессиональной мотивации обучающихся, в процессе урока производственного обучения

Планирование урока

 

№ этапа
Этапы урока (шаги)
Содержание этапа
Метод обучения (методические приёмы)
Средства, учебные материалы
1. Организационно-мотивационный этап
    Приветствие
  • Позитивный настрой на урок, через показ саундтрек к мультфильму «Рататуй»
  • Разделение на команды (предложить выбрать шарики внутри которых записки с именами наставников и заданий)
беседа, эмоциональный, игровой Журнал, рисунки, саундтрек к мультфильму «Рататуй», шарики и записки
2. Вводный этап      
2.1 Информирование
  • Сообщение темы и ознакомление с целями и задачами урока. (презентация «Холодные блюда и закуски)
  • Акцент на позитивную деятельность.
информационный, демонстрационный Доска, мел, презентация «Холодные блюда и закуски», компьютерное обеспечение
2.2 Проверка теоритических знаний
  • Провести игру «Я шеф-повар» (составить технологическую карточку). Презентация работ.
  • Подведение этапа урока, анализ работы обучающихся, их активности, коррекция, индивидуальные акценты.
деловая игра, аналитический План урока. Технологические карточки
2.3 Инструктаж по ТБ Инструктаж по ТБ на рабочем месте инструкционный Журнал по ТБ, учебная лаборатория
2.5. Тренировочный Демонстрация приёмов фигурной нарезки продуктов для оформления салатов практический-демонстрационный Учебная лаборатория
3. Текущий этап      
   

Деятельность учащихся:

  • Самостоятельная работа по выполнению организации рабочих мест.
  • Формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы при приготовлении салатов.
  • Самоконтроль и контроль мастера, за соблюдением правил требований ТБ, санитарии и гигиены, положительной коммуникации.

Деятельность мастера п-о:

  • Мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ.
  • Наблюдение.
  • Целевые обходы, наблюдение за исполнением техпроцесса, правил санитарии и гигиены, ТБ.
  • Передача накопленного опыта.
  • Ответы на вопросы, возникшие в ходе работы.
Практический,

наблюдательный

Практический

Учебная лаборатория, наглядные пособия, карточки оценочных критериев
Наблюдательный протокол
4. Заключительный этап
  1. Сообщение о достижении целей урока.
  2. Анализ выполненных работ.
  3. Разбор типичных ошибок, дефектов.
  4. Сообщение оценок, темы следующего урока, домашнего задания.
  5. Уборка рабочих мест.
Аналитический Журнал, Наблюдательный протокол, Перечень УПР, Сансредства, Информационные материалы, ноутбук, проектор.

 

 

Презентация «Приготовление салатов»