Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Тема: «Наш дом природа»

 

 

Осадчук Нэлля Фридриховна воспитатель детского сада «Брусничка», высшая категория, 26 лет стажа. Алматинская область, Карасайский район, г. Каскелен

Тема: «Наш дом природа»

Интеграция: экология, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование, художественная литература.

Программное содержание:

1. Учить распознавать стихи о природе, выразительно их читать.

2. Учить воспринимать природу, как комплекс взаимосвязанных компонентов. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов не живой природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек — часть природы).

3. Пытаться воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, основы его закладываются в детстве.

4. Развивать у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязей — человек неотъемлемая часть природы.

5. Дать понятие о значении природы в жизни человека и формирование бережного отношения окружающему миру, его богатства. Умение видеть красоту природы.

6. Развивать память, внимание, логическое мышление, активизировать, обогащать словарь детей.

7. Искусство — это форма познания окружающего мира. При помощи рисования помочь детям создать зримый образ, способствующий усвоению ребенком информации о доме — природе.

Материалы: сказочная птица, книга — сюрприз «Стихи».

1. Объекты природы и не природы (камень, кирпич, букет цветов, ваза).
2. Рисунки: машина, лошадь, верблюд, вертолёт, стрекоза и. д.
3. Карточки: природа и не природа.
4. «Чудесный мешочек»: игрушки и предметы живой природы, шишки, ягоды, семена, овощи. Грибок — боровичок.
5. Рисунки обычного дома и «дома природы» на каждого ребенка.

Рефлексия «Солнечный круг»

Солнышко ясное встало.
Доброе утро сказало.
Доброе утро кричу я прохожим
Веселым прохожим на утро похожим.

1. Игровое упражнение.

2. Литературная полянка.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня, дети, мы все будем великими учеными. Нам предстоит сделать великое открытие. Сейчас мы пройдем в наш научный кабинет и там будет «конференция».

Дети, мы все знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Предлагаю детям микрофон для высказывания своих предложений о том, что такое природа. Дети приводят примеры.

На ваших рабочих столах лежат карточки «часы». Выберете из них те на которых изображена природа — укажите на них стрелочкой. В микрофон обсуждаем результаты работы.

Рассматриваем картину: машина — это не природа, а вот лошадь или верблюд, на которых тоже ездит человек — это уже природа.

Почему? Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделал их домашними животными, они и без него существовали в природе, а машину же он сделал сам. Человек часто придумывает такие вещи, которые похоже на природу. Например: вертолет на кого похож в природе?

Ответы: стрекоза. Подводная лотка на «кита». Аквариум — озеро, море, и т. д.

Игра «чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет и говорят что это и располагают их на разные столы:

1. Живая природа.

2. Неживая природа.

Вывод: все живое движется, дышит, питается, размножается.

Вопрос к детям: я вот хочу знать: солнце это живая или не живая? (ответы детей.)

Физминутка:

1,2,3,4,5 надо пару подыскать,
1,2,3,4,5 в две колонны надо встать.
1,2,3,4,5 ну попробуй отгадать.

Рисунок на спине соседа. Например, солнце — неживая природа, а елка — живая природа и т. д.

Далее игра «Не ошибись». Воспитатель называет слова: «живая природа» — дети имитируют движения, «неживая» — «замирают».

Появляется «Боровичок»

— Здравствуйте, дети вы так хорошо играете и занимаетесь, мне тоже захотелось с вами пообщаться и что то рассказать. У вас у всех есть дом? А крыша есть, и пол, и стены? А когда мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме — на природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом человека. Тогда он умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в кирпичных или деревянных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим постоянным домом остается природа. Ну — ка, вспомните и скажите, любите ли вы ходить на речку, ездить на озеро или в горы, в лес. А ждут ли дождя в засушливую погоду? А есть ли природа в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи — это ведь все природа. Можем ли мы без этого жить в нашем обычном доме?

Дети: нет!

Боровичок: вот, хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам — часть ее. А раз так, значит человек должен очень бережно относится к природе, дружить с ней, уважать ее законы. Может ли природа жить без человека?

Дети: да, может.

Боровичок: очень, очень давно на нашей земле не было людей, а природа тогда уже была. Например: в то время когда на земле жили любимые детьми динозавры, людей еще не был. Интересный был мой рассказ?! А за то, что вы меня внимательно слушали, я подарю вам фотографии вашего дома, только я не успел их раскрасить, помогите мне, пусть фотографии будут яркие, красочные, как наша природа.

Воспитатель: дети давайте поблагодарим «Грибка — боровичка».

Дети: спасибо.

Раздаю фото и объясняю. Давайте внимательно рассмотрим рисунки обычного дома — и дома природы, сравним их и раскрасим.

Воспитатель: отчего в нашем доме бывает светло?

Дети: свет идет от лампы.

Воспитатель: а что можно сравнить с лампой в природе?

Дети: солнце.

Воспитатель: но солнце не только светит, но и греет. Значит его можно сравнить с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

Раскрашивают попарно солнце и лампу.

1. В природе идет дождь, а в нашем доме есть душ.

2. В природе ветер, а в доме — вентилятор сделал человек.

3. В комнате есть пол, а в доме — природе под ногами земля, почва.

4. На полу у нас лежит ковер, а на земле — почве растет трава.

5. В обычном доме бывают каменные, кирпичные, деревянные стены а в доме — природе — горы и деревья.

6. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана.

7. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

8. В природе дикие животные, а в обычном доме — домашние.

9. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

10. Почему мы в обоих домах оставили часть рисунка не закрашенной. Это воздух он прозрачен и не виден.

Что произойдет, если не будет воздуха, воды, солнца. Природа — это и есть растения, животные, горы, реки и т. д. все находятся на нашей планете. Значит, наш дом — вся земля.

Стихотворение «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою —
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Странны все, и все народы
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаться, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Рисунки дарим боровичку.

Источник: doshkolnik.ru/okr-mir/7925-dom-priroda.html