Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII века»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Петренко Наталья Анатольевна, учитель истории Казахстана и всемирной истории первой квалификационной категории, стаж 13 лет, школы-гимназии № 20 имени Титова, ЮКО, города Шымкента

Тема: «Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII века»

Класс: 8

Цель урока: расставить приоритеты в казахско-русских отношениях первой четверти XVIII века

Ожидаемые результаты:

  • уметь делать выводы
  • извлекать главное из прочитанного
  • точно формировать свои мысли
  • сотрудничать с другими при выполнении общего задания
  • оценивать результаты своей деятельности
  • самоорганизовываться

Критерии оценивания:

1. Умение делать выводы.
2. Работа с учебником и дополнительной литературой
3. Ораторское искусство
4. Умение выбирать главное.

Приёмы, методы: групповая работа, «мозговой штурм», постер, «да-нет»

 

Действия учителя

Действия ученика

оценивание

ресурсы

Введение.

1 мин.

Проверить готовность класса к уроку. Водное слово учителя. Постановка цели.

Учащиеся настраиваются на урок.

 

 

Опрос домашнего задания.

7 мин

Учитель проверяет домашнюю работу при помощи приёма «Да-нет»

Учащиеся получают листы с заданиями.  Возле каждого тезиса они должны поставить да или нет.

 

За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл.

Раздаточный материал: листы с заданиями.

Деление на группы

2 мин.

Учитель делит учащихся по цветовому принципу, раздаёт им разноцветные смайлики

 

Учащиеся получают смайлики разных цветов и рассаживаются в соответствии с полученным цветом.

 

 

Разноцветные картинки со смайликами

15 мин.

 

 

 

 

 

12 мин

 

I.Новый материал.

1.Ребята, работать сегодня будем следующим образом. Я вас поделила на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер вместе с группой.

2.По истечении времени каждая из групп выступает перед другими учащимися и знакомит их со своей темой.

 

3.Учитель задаёт вопросы для закрепления.

Группы получают конверты с  заданиями. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, каждая группа выделяя главное,  составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер") и создаёт «Свою опору» постер.

 

2.По окончании работы один из учащихся или вся группа презентует свою работу перед другими группами.

3.Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Самооценивание по 7 бальной шкале.

 

 

 

 

 

История Казахстана: учебник для 8 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамура,2012.

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

Рефлексия

5 мин.

Каждый учащийся должен прикрепить свой смайлик к понравившемуся постеру

Каждый учащийся прикрепляет свой смайлик к понравившемуся постеру

Подведение итогов.

Смайлики.

Домашняя работа

§ 4 составить эссе на тему «Русско-казахские отношения»

Учащиеся записывают задание в дневник.

 

 

Приложение № 1

«Да-нет»

1.Весной 1724 года Абулхаир захватил город Туркестан (да)

2.В 1726 году в Каракумах состоялся курултай (нет)

3.Вместе с казахами сражались против джунгар каракалпаки и киргизы (да)

4.Анркаскую битву назвали «Калмак кырылган» (нет)

5.Анракайская битва произошла в 1730 году. (да)

6.После смерти хана Болата Абулхаир был выбран всеказахским ханом. (нет)

7.Жители Казахской степи развеяли миф о непобедимости джунгарской армии (да)

Приложение № 2

Критерии

Оценивание от 0 до 7 баллов

баллы

Перевод баллов в оценки

1

Домашняя работа «Да-нет»

 

0-17---2

18-29---3

30-45---4

46-49---5

 

 2

Умение работать с учебником и дополнительной литературой

 

3

Умение аргументировать

 

4

Умение приводить примеры

 

5

Умение выполнять схемы, рисунки, кластеры и т.д.

 

6

Умение решать проблемы

 

7

Умение грамотно говорить

 

 

итого

 

 

оценка

 

Приложение № 3

1.С какого времени берут своё начало русско-казахские отношения? (с 16 века)

2.Кто торговал со Старшим жузом? (купцы Строгановы)

3.Кого называли «дикокаменными киргизами», «каракиргизами» или «бурутами»? (киргизов)

4.Почему казахи были заинтересованы в связях с Россией? (военный союз, торговые связи)

5.Почему русские были заинтересованы в связях с казахами? (плацдарм для дальнейшего продвижения в Среднюю Азию, Индию, Афганистан и др. гос. Аззии, рынок сбыта, сырьевая база, полезные ископаемые, казахи новое податное население)

6.Кто предпринимал попытки создания военного союза с Россией и почему? (Абулхаир, из-за войны с джунгарами)

7.Почему Россия не заключила военный договор с казахами? (из-за войны с Швецией)

8.О каком городе доносили Петру 1, что там имеются «золотые россыпи»? (г. Еркети)

9.Кто предложил Петру 1 план строительства линий военных укреплений от Тобольска до Еркети? (Гагарин М. П.)

10.Для чего была отправлена экспедиция И. Д. Бухгольца (для строительства военных укреплений)

11.В каком году и какая крепость была заложена первой (1715г. Ямышевская крепость)

12.Какие крепости были построены по Иртышу с 1716 по 1720 гг.

13.Для чего царскому правительству нужно было строить военные укрепления? (для усиления позиции царских властей в бассейне реки Иртыш с целью последующего присоединения Казахстана и Джунгарии к России)

14.Что лежало в основе приграничных конфликтов? (земельные противоречия)

15.В каком году войска Абулхаира заняли территорию между Яиком и Волгой? (1723-1724)

16.В каком году произошло сражение между казахами и Омским военным гарнизоном? (1731)

Приложение № 4

Конверт 1

Что побуждало казахов идти на сближение с Россией, и какие цели преследовал царизм в Казахстане?

Конверт 2

Когда и для чего началось строительство линии военных укреплений по правому берегу Иртыша?

Конверт 3

Каковы были причины приграничных конфликтов между Россией Младшим и Средним жузом?

Категория: