IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Стратегические ориентиры принятия решения по Initial Public Offering

 

 

Базарбай Ержан Эмельулы магистрант, ALMAU(МАБ), РК, г.Алматы

Фото с сайта ucp.com

Аннотация: в западных странах Initial Public Offering (IPO) как способ привлечения капитала успешно функционирует уже достаточно давно, а для казахстанского бизнеса является относительно новой процедурой.

В статье рассмотрены основные факторы влияющие на принятие решения по IPO, определяющие стратегические цели и процедуры выхода на рынок, которые регулируются различными критериями, трансформирующимися в зависимости от изменения условий среды принятия решений.

Abstract: In developed countries, Initial Public Offering (IPO) as a way of attracting capital has been successfully operating for quite some time, and for Kazakhstan business it is a relatively new procedure. The article discusses the main factors of decision-making on IPO, which determine the strategic goals and procedures for entering the market, which are governed by various criteria that are transformed depending on changes in the conditions of the decision-making environment.

Ключевые слова: эмитент, инвестор, акции, вторичный рынок, биржа, фондовый рынок, стратегия роста.

Keywords: issuer, investor, shares, secondary market, stock exchange, stock market, growth strategy.

IPO, или Первичное публичное размещение, понимается как первое предложение компаний продать широкой публике, то есть первичное публичное размещение, когда компании впервые выпускают свои собственные акции. Казахстанское законодательство характеризует публичные предложения ценных бумаг как «размещение ценных бумаг по открытой подписке, включая размещение ценных бумаг в организованных торгах» [1].

Цели компании на момент размещения новых ценных бумаг многочисленны и делятся на нефинансовые и финансовые. К нефинансовым можно отнести стремление организации получить высокий рейтинг, который будет поддерживаться на вторичном рынке. С финансовой точки зрения, главная цель финансового менеджмента состоит не только в получении прибыли и увеличении рыночной стоимости компании, но и в повышении стоимости ее акционеров (рентабельность собственного капитала, ROE) [2].

Привлечение капитала на IPO: привлечь деньги для расширения бизнеса; уменьшить долг (долговую нагрузку) компании. Решение о привлечении средств путем продажи акций является стратегическим и принимается для реализации вышеуказанных целей управления. Эти цели обычно включают развитие бизнеса, покрытие долга, участие в сделке по слиянию или поглощению и т. д. Процесс IPO может стать движущей силой для улучшения стратегии развития компании в будущем [3]. Однако следует отметить, что в некоторых случаях процесс IPO становится заключительным этапом финансового развития организации. Если рассматривать IPO с точки зрения его стратегических целей, то основной целью является привлечение финансовых ресурсов. Финансирование посредством IPO позволяет компании достичь целей и задач своего стратегического проекта. Однако все это требует значительных затрат. При этом ресурсы не нужно возвращать, что делает их привлекательными для использования при долговой нагрузке предприятия. Капитализация ресурсов обеспечивает финансовую независимость компании, а также способствует ее более динамичному развитию и конкурентоспособности на рынке. Следующая стратегическая цель IPO может быть определена как выход на зарубежные рынки капитала. Для привлечения иностранных инвестиций отечественные компании выходят на международный рынок. В результате компании становятся все более популярными среди иностранных инвесторов, получают более высокий кредитный рейтинг, что способствует привлечению более дешевых иностранных кредитов. Отечественные компании с иностранным капиталом выходят на IPO по требованиям иностранных инвесторов, которые стремятся увеличить прибыль и минимизировать риски, связанные с продажей своих акций. Еще одной стратегической целью IPO является создание положительной репутации компании. Репутация является важнейшим условием для максимизации ресурсов, в том числе для привлечения иностранного капитала для стратегического проекта. Из-за возросшего уровня публичности доступ к бирже открывает путь к более дешевым источникам финансирования. Репутация открывает новые возможности для стабильного роста бизнеса и финансовой устойчивости компании.

Результат IPO. Для компании идет финансовое оздоровление предприятия и стабилизация его хозяйственной деятельности. Чем более прозрачна структура предприятия, его документальная отчетность и другие аспекты, которые важны для принятия и выхода на IPO, тем легче инвестору минимизировать собственный риск и тем меньше он потратит на окончательную оценку компании. Успех IPO определяется многими факторами: наличием у компаний-эмитентов стратегий развития и устойчивых темпов роста; высокий рост отраслей, в которых работают компании; наличие у компаний-эмитентов уверенных позиций на рынках; логичная и прозрачная структура бизнеса; раскрытие информации о реальных владельцах компании; общая динамика цен акций компаний, которые недавно провели IPO; наличие у компаний-эмитентов четких и эффективных систем управления и корпоративных офисов; соблюдение принципов корпоративного управления; высокий уровень раскрытия информации, в том числе договорных и коммерческих обязательств. Возможность IPO компании обусловлена ​​необходимостью выполнения ряда условий. Эти требования были сформированы как инвестиционным сообществом, так и в рамках обычаев делового оборота [4]. При выборе биржи необходимо учитывать ряд факторов: доступ к институциональным инвесторам; ликвидность фондового рынка; сила и потенциал бренда на местном рынке; оценка капитала; условия листинга; возможность сбора средств в будущем; объем затрат; географическое положение; структура рыночного сектора; расположение ключевых инвесторов; сроки реализации проекта; престиж и признание во всем мире [5]. Существуют и другие факторы, влияющие на выбор страны для размещения, например, долгосрочная финансовая политика компании, специфика сферы экономической деятельности, территориальная принадлежность, престиж и т. д. Кроме этого каждая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка собственных акций, это немаловажно при выборе площадки для IPO. Далее следует определиться с различиями в размещении IPO в Казахстане и за рубежом (табл. 1)

Таблица 1. Различия в размещении IPO в Казахстане и за рубежом



IPO в Казахстане

IPO за рубежом

Ограниченность рынка из-за недостатка свободной ликвидности у внутренних инвесторов и ограниченности притока иностранных денежных средств

Доступ к большему количеству потенциальных инвесторов (как институциональных, так и частных) (в результате – повышенный спрос и максимизация стоимости предложения на рынке IPO)

Менее жесткие требования к раскрытию информации (по сравнению с зарубежными площадками)

Большая доступность информации для инвесторов

Проведение размещения с меньшими удельными совокупными затратами эмитентов при проведении IPO

Формирование международной репутации

Казахстанский рынок открыт для иностранных инвесторов

Развитая инфраструктура фондового рынка, значительный опыт проведения первоначальных публичных предложений акций

Все эти факторы (табл. 1) должен учитывать организатор размещения и эмитент при выборе фондовой биржи на этапе подготовке к размещению. Основными биржами для отечественных эмитентов являются: Московская биржа, London Stock Exchange (Лондон), немецкая Франкфуртская биржа, NYSE (Нью-Йорк), NASDAQ и American Stock Exchange (Amex), Amsterdam Exchanges, EASDAQ. Многие отечественные эмитенты до последнего времени стремились проводить первичные размещения акций на западных площадках, так как на пути компании, готовящейся к проведениям IPO на внутренней торговой площадке, возникало множество препятствий, связанных с рядом рисковых факторов и ограниченностью ресурсов для сделок крупного масштаба.

Приятие решения по IPO определяется широким спектром стратегических факторов-ориентиров и основной целевой установкой: улучшение финансового положения, привлечение финансовых ресурсов, выход на иностранный рынок, формирование положительной репутации, продвижение на внутреннем и внешнем рынке, прирост стоимости компании в краткосрочном периоде и развитие компании в долгосрочной перспективе.

Литература:
1. Закон РК от 5 марта 1997 г. N 79-1 о ценных бумагах и фондовой бирже.
2. Фролова В. Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат // Экономика. Налоги. Право. — 2011. — № 5. — С. 72–82. 3. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. — 2-е издание. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 448 с
3. Фролова В. Б. Управление обеспеченностью финансовых ресурсов организации // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 8—2(40). — С. 90–93.
4. Фролова В. Б. Проблематика IPO как источника финансирования деятельности организации // Экономика. Бизнес. Банки. — 2014. — № 1(6). — С. 110–119.
5. Карасев А. П. Влияние корпоративных событий на российский фондовый рынок // Концепт. — 2014. — Современные научные исследования