Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Современный подход в планировании урока дирижирования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Идрисова Светлана Григорьевна, Заведующая ЦМК «Хоровое дирижирование», высшая категория высшей квалификации, КГКП «Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета» г. Караганда

Идрисова Светлана Григорьевна

Среди ряда дисциплин специального цикла, предмет «Дирижирование» занимает ведущее место в формировании будущего хормейстера, развития его исполнительских навыков.

Основная задача дисциплины — воспитать любовь к хоровому искусству, дать необходимые знания по технике дирижирования, развить навык самостоятельной работы над партитурой.

Особенностью занятия по дирижированию является его комплексность. В основу работы над приобретением исполнительских навыков положено несколько аспектов:

  • структурный анализ музыкального произведения,
  • исполнение его на фортепиано,
  • исполнение хоровых партий,
  • исполнение аккордов по вертикали,
  • воплощение произведения в дирижерском жесте.

Занятия по дирижированию носят индивидуальный характер, поэтому каждый урок представляет собой живой творческий процесс, он не может иметь стандартной, застывшей формы. Его целенаправленность, задачи построения в каждом отдельном случае определяются педагогом. Если, например студент приносит в класс новое сочинение, то большая часть урока отводится на разбор произведения и проверку исполнения партитуры на инструменте. В этом случае дирижерские приемы необходимые для раскрытия идейно-художественного содержания произведения лишь намечаются и объясняются. На последующих занятиях больше внимания уделяется непосредственно дирижированию, к которому следует приступать, тщательно изучив партитуру на инструменте.

На младших курсах можно начинать изучение партитуры по группам голосов. Следует избегать бесконечного повторения от начала до конца, а, сознательно выбирая наиболее трудные места тщательно их прорабатывать. Процесс овладения дирижерской техникой следует начинать с овладения структуры долевого взмаха, включая в процесс освоения упражнения на различные формы развития дирижерского аппарата.

Очень важным моментом в работе педагога является составление семестрового учебно-репертуарного плана, поскольку тщательный подбор произведений обеспечивает не только развитие необходимых навыков, но и воспитывает художественный вкус студента. Этот процесс должен быть творческим, поскольку удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика и наоборот. Каждый план должен носить сугубо индивидуальный характер, учитывать недостатки и достоинства учащегося, уровень подготовки, особенности его темперамента и дирижёрского аппарата, степень внутренней зрелости, иметь ясную методическую направленность.

При составлении индивидуальных планов следует учитывать различные недостатки дирижерской техники студентов и стараться исправить их соответствующим подбором произведений. Например, вялому ученику дать произведения активные. Медленные произведения с постепенно нарастающей динамикой помогают бороться с суетливостью в исполнении и т. д.

При отборе репертуара педагогу важно знать, насколько данное произведение усилит интерес учащегося к хоровой музыке, станет мотиватором в обучении. Если произведение придется по душе, то педагогический успех будет многогранным, даже при работе над сложным произведением студент проявит настойчивость, трудолюбие. Произведения должны быть разнообразны по стилю, жанру, характеру и подбираться по степени нарастания трудности, соответствовали исполнительским возможностям учащегося и в то же время стимулировали его развитие.

Основное место в интонационном фонде начинающих дирижеров составляет казахская народная и современная музыка, введение в репертуарный план на младших курсах большего количества произведений казахских композиторов даёт положительные результаты. Студент глубже понимает художественный образ, логику музыкально-поэтического предложения.

Атмосфера в классе должна быть творческой и эмоциональной. Полезно присутствие на уроке других учащихся того же класса, которым наблюдение со стороны позволяет лучше увидеть свои собственные достоинства и недостатки. Это воодушевляет и педагога, и учащегося, помогает студенту открыть для себя новые тонкости исполнительства, познакомиться с методами работы того или иного педагога.

Серьезное внимание должно быть уделено организации урока. Готовясь к очередному занятию, педагог должен проанализировать предыдущее и продумать план работы, который следует сочетать с импровизацией. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий, новых педагогических технологий значительно расширило возможности обучения, сделало его более гибким.

В процессе работы следует двигаться от сложного к простому, так как к концу урока восприятие притупляется. Круг вопросов, затрагиваемых на уроке, не должен превышать тех познаний, которыми овладел данный учащийся.

Сильнейшим мотивирующим и творческим средством в педагогическом процессе играет дирижёрский показ педагога. К этому приёму следует относиться умело и не слишком часто. Нужно учить не «почерку», а усвоению общих закономерностей дирижёрской техники. Следует помочь учащемуся найти свои жесты выражения художественного образа, при условии, что они грамотны и целесообразны. Такой метод обучения более сложен и длителен, но он интересен, плодотворен, способствует развитию ярких исполнительских навыков и приемов дирижирования. Не стоит чрезмерно увлекаться словесным методом обучения. Урок не должен превращаться в лекцию по дирижированию, а ограничиться краткими точными пояснениями.

Не следует давать студентам непосильного материала и многих заданий одновременно. Важное условие педагогической работы: пристальное наблюдение за учащимся. Каков масштаб дарования ученика, его художественные наклонности и вкусы, к какому репертуару его влечёт, каков его характер и темперамент.

Задача педагога — выявить потенциальные возможности учащегося, изучить его как личность, увлечь профессией, помочь выявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, умения добиваться результата, развить профессиональные навыки.

Эффективность воздействия на ученика определяется в большей степени, насколько педагог сумел найти общий язык с учеником, завоевать его доверие и уважение. Искренняя заинтересованность в судьбе своих учеников поможет педагогу найти внутренний контакт, без которого не будет профессионального роста учащегося.

Список использованной литературы

Алибакиева Т. М. Некоторые вопросы воспитания исполнительских навыков у студента-хормейстера в условиях работы класса дирижировани // Методические разработки для преподавателей дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ. — Алма-Ата, 1976

Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — Москва: Просвещение, 1984

Категория: