Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Самоанализ профессиональной деятельности по процессу внедрения и управления изменениями в практике преподавания и обучения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Широченко Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Мамлютская средняя школа № 2» СКО Мамлютский район, город Мамлютка

Широченко Наталья Валерьевна

Моя методическая тема: «Формирование читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий с целью повышения качества знаний учащихся».

Актуальность выбранной темы связана с тем, что современное общество ставит перед школой задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, компетентность и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет способность работать с информацией. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального).

Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетенциями — способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Моя подготовка третьему (базовому) уровню началась со знакомства с основами Программы. В Руководстве сказано: «Преподаватели в свою очередь должны сосредоточить всё внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться». [1.c.138] Сухомлинский писал: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». На протяжении своей практики я использовала элементы развивающего обучения, интерактивные методы и приёмы, методику сотрудничества. Но основной оставалась «традиционная» методика преподавания, основанная на трансляции готовых знаний и развитии среднего ученика. Сегодня учить детей таким образом неприемлемо.

Уже сама форма организации курсовой подготовки учителей третьего уровня тренером кардинально отличалась от прежних курсов. Девиз курсов: «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Постепенно я начала понимать, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении. [1, c.117] Я стала понимать, что мне необходимо создать в своих классах такие условия, чтобы ученики испытывали те же чувства друг к другу: сопереживание, поддержка, понимание, взаимовыручка, взаимопомощь. Совместная беседа в группе помогала мне осознать, что у людей могут быть разные идеи. Работая в группах, я убедилась в том, что любая принятая мысль обсуждается и доводится до некого совершенства, что самому сделать намного труднее, и становится частью собственного убеждения. Учитель в современном мире — это учитель, который постоянно находится в творческом поиске. Современный урок — это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса, где роль учителя — направлять и контролировать.

Мой прежний класс был небольшой. Но взаимоотношения в классе между детьми складывались плохо. Причины тому разные. В Руководстве так и говорится, что сами ученики активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета [1, с.112]. Поэтому в классе достаточно сложно было вводить коллаборативное обучение, которое эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. Взяв первый класс снова, я стала начинать каждый свой урок с создания коллаборативной среды, нацеленной на сближение, сотрудничество. Раньше я не задумывалась, что «качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения, более того — оно зависит от них. Компетентный учитель „регулирует“ составляющие преподавания в соответствии с тем, что наиболее применимо в конкретный момент по отношению к учащимся, окружению и образовательным ресурсам». [1, с. 113] Создание коллаборативной среды позволяет учащимся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения, помогает им стать открытыми для общения и для новых идей. Я наблюдала, как между ребятами снимались барьеры неприязни и недоверия. Благоприятная атмосфера дальше на уроке способствовала установлению атмосферы сотрудничества и доверия. Игры и упражнения, которые я применяла в начале урока «Гусеница», «Ладошки», «Найди свою пару», «Молекулы» настраивали учеников для последующей работы в парах и малых группах. Играя, дети вступали друг с другом в контакт. Такое взаимодействие способствовало снятию социальных и эмоциональных барьеров между детьми. Проводимые традиционные занятия в классе предшкольной подготовки не имели такого элемента и поэтому дети с интересом относились к новому подходу. Кроме того мне удалось очень эффективно использовать игровой момент для организации деления на пары и группы.

Моей целью на протяжении уроков стало научить детей тому, как обучаться, что является основой модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». «Обучение станет успешным при соблюдении ключевых факторов:

1) понимание детьми процесса обучения;
2) понимание того, чему обучать;
3) представление о том, как структурировать учебный процесс;
4) как оценить результативность обучения» [1, с.138].

Я с первого класса большое внимание уделяю формированию навыков скорочтения. Скорочтение — это на только быстрый приём информации, но и высокий темп образа жизни. По мнению В. Н. Зайцева, скорость чтения гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем другие факторы. Скорочтение — это умение не только быстро читать, но и умение быстро мыслить. И. Т. Федоренко пришел к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Мной на практике были успешно реализованы методики Н. А. Зайцева (упражнения по «Таблице складов», «Читай и пой», скороговорки, «Картинки со словами»), «Три упражнения», многократное чтение, ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения по В. Н. Зайцеву и зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.

Свои изменения в практике я начала с того, что задумалась над тем, как ранее я планировала свои уроки, как ставила цель. Обычно это было планирование одного конкретного урока и постановка цели с позиции учителя. Среднесрочное планирование 4-7 последовательных уроков по разделу помогло мне увидеть картину, какими будут мои уроки в определенный промежуток времени, какие формы и стратегии я буду использовать на том или ином уроке, сформировалась система оценивания, постановка цели стала идти с позиции ученика.

Для понимания процесса обучения детьми и с целью формирования саморегулируемого обучения очень важен этап урока, на котором ученики сами формулируют тему и цель урока. Чтобы осмыслить и сформулировать тему и цель, учащиеся выполняли проблемно-поисковые задания с учётом возрастных особенностей: ребусы, кроссворды, перевёртыши, маршрутные листы, просмотрев которые дети могли бы определить, над чем предстоит работать на уроке и чего они должны достичь.

Учитывая то, что наивысший процент усвоения информации учениками возникает при передаче знаний, я старалась сделать своих учеников активными участниками всего процесса обучения. Я полностью согласна с высказыванием Выготского, который утверждал, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. [1.c.144] Подобная организация работы, при которой не учитель объясняет новый материал, а учащиеся сами познают учебный материал, способствует возникновению диалога в группе при обсуждении задания. Я считаю, что работа в группе способствовала лучшему пониманию материала учеником, и, как следствие, повысила уверенность ученика в своих силах.

Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Мои наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися. Вопросы вскрывают причинно-следственные связи, будят мысль школьников.

Я считаю, что умение и желание ученика задавать вопросы к тексту ставит ученика в позицию исследователя текста, развивает у школьников такое качество как критичность ума, постановка проблемных вопросов, является показателем хорошего развития логического мышления.

Мне хочется отметить, что некоторое затруднение сначала вызвало оценивание. В Руководстве говорится «Когда учителя используют оценку для обучения (формативное оценивание), в равной степени как и оценку обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении. [1.c.142] Важным моментом на уроке я отметила оценивание работ с учётом критериев, которые учитываются для объективного оценивания. При этом не только учитель оценивает выполненную работу, но и ученики могут проводить процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, то есть взаимооценивание и самооценивание. Данный вид работы, а именно оценивание по критериям, не применялся мной в ходе моей прежней практики. На одном из уроков я предложила ученикам высказываться, почему они так оценили работу своих одноклассников, опираясь на суждения: я считаю... и аргументировать свое решение. В этом я увидела плюс в своей работе, так как сконцентрировала внимание учащихся на критериях оценивания, что не дало уйти в межличностные отношения. На следующих уроках, применяя модуль » Оценивание для обучения и оценивание обучения«, я продолжу делать акцент на критериях оценивания, поясняя их смысл, для чего они необходимы. Более того, предоставляя самим ученикам возможность составлять критерии оценивания.

Такой модуль, как «Обучение критическому мышлению», на моих уроках прослеживается через стратегии синквейн, эссе, кластер, круги Венна, аннотация любимой книги, задание на распределение. Задания такого типа требуют от учащихся умение аргументировать свой ответ.

На уроках большие возможности даёт применение модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении». Но этот модуль ещё не освоен мною в полной мере. Я буду стремиться, чтобы использование ИКТ стало обычным и привычным в моей практике.
Думая о своей прежней практике, могу отметить изменения, которые стали возможными благодаря внедрению в мою педагогическую деятельность семи модулей Программы.
Для дальнейшего педагогического роста я разработала следующие стратегии:

1. Продолжить изучать и использовать стратегии и приёмы внедрения модулей Программы для эффективного преподавания и обучения.
2. Совершенствовать педагогическую практику и развивать лидерские качества в школьном коллективе среди учителей, обучающихся, родителей.
3. Постоянно работать над своим самообразованием через обмен опытом, активное участие в лидерских группах учителей, семинарах, конференциях, сетевых сообществах. Изучить литературу, в которой подробно говорится о диалогичеком обучении, критериальном оценивании, критическом мышлении.

Использованная литература:

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

Категория: