Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Роль двигательной активности в самостоятельной деятельности детей

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Абдрахманова Аиым Сериковна воспитатель II категория, стаж работы 9 лет Иргизбаева Асемгуль Жауаровна воспитатель II категория, стаж работы 11 лет КГУ «Дом ребенка», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Роль двигательной активности в самостоятельной деятельности детей

    Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в повседневный быт каждого,  кто хочет сохранить здоровье, полноценную  и радостную жизнь.

                                                                                  Гиппократ

В своем послании народу Казахстана  Н.А.Назарбаев  отмечает  что  дошкольная подготовка должна соответствовать уровню первого класса.

 Современный  ребенок  дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием,  умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой , стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что очень особенно важно в плане подготовки его к школе. Воспитание здоровой личности в самом  широком смысле - основное требование модернизации системы образования.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательной активности  в  самостоятельной  деятельности. Первые  шесть лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития для детей  должна быть  обеспечена педагогически целесообразная среда. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер, а в будущем достижения в школе.

В нашем Доме ребенка созданы  все условия к подготовке детей  в школу .В каждом возрастном дошкольном периоде ведется работа  по физической подготовке детей.

Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с типовой программой направлено на формирование у детей   духовно нравственных ценностей, знаний умений, навыков в соответствии их возрастными возможностями,  познавательного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

 Основные задачи для достижения поставленной цели это:

1.Создание условий  для охраны жизни и укрепления здоровья

2.Воспитание интереса и потребности к самостоятельной  двигательной деятельности:

3.Развитие основных видов движений

4.Формирование культурно- гигиенических навыков;

5.Развитие  мелких  мыщц  кисти, коррекция плоскостопия, нарушения осанки;

6.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

7.Обучение навыкам выполнения  физических упражнений по показу взрослого сообща;

8.Укрепление и охрана здоровья детей;

9.Развитие физических качеств ( силовых, гибкости, выносливости и координации)

10.Формирование основ здорового образа жизни в семье, домах ребенка и в детских садах..

Правильная организация самостоятельной  деятельности   детей  в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность, организованные физкультурные  занятия,  утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке.  Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной  двигательной деятельности.

В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач воспитателей является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Самостоятельная двигательная деятельность  имеет  огромную  роль  для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной  деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого.  Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:

1.полученный опыт движений  ребенка

2.уровень развития самостоятельности

3. пол ребенка, самочувствие

4 интерес, гигиенические условия

5 наличие физкультурных атрибутов и других пособий.

Хорошими показателями  для организации успешной  самостоятельной двигательной деятельности являются:

1.Достаточный объем художественных слов (потешки ,стихи,  песенки)

2.Продолжительность - в летнее время на свежем воздухе 1 час а в зимнее время  в помещении 30-40 мин

3.Разнообразие использованных двигательных умений.

4.Хорошее, веселое  настроение.

5.Положительные дружеские отношения между детьми.

Наблюдая за детьми можно выделить 3 уровня такой активности.

Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:

1.Выполнение упражнения вместе с воспитателем,

2.Самостоятельное  выполнение после показа,

3.Расстановка с ребенком  физкультурных пособий, вызывая у него желание их  потрогать,  разложить,

4.Индивидуальные  задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с обручем ».

Дети со средним уровнем развития  самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания,  ситуацию узнают  по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и поиграть с ними.

Дети с высоким уровнем при  проявлении  самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже сами самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в не только в помещении но и на улице или в  физкультурном зале в любой  обстановке и с новыми  атрибутами. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: « Посмотрите, как я могу!» Такие дети легко и с удовольствием вступают в общение с взрослыми.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря  ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее.

Таким образом создание благоприятной обстановки и предметно-двигательной среды, побуждает  ребенка проявлять  двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным  видам движений и потребность в них. Повышение самостоятельной двигательной активности детей – одно  из средств сохранения здоровья ребенка, улучшение его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого познавательного опыта

Важно, чтобы физкультурных  пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие пособий  предметов не только вызывает интерес к  выполнению движений  но и  к физкультурным занятиям., Очень нравится детям яркие  пособия  сделанные своими руками.     

 Литература:

1.  Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2003 г

2. С.Я.Лайзане  Физическая культура для малышей-М.; Просвещение, 1987 г

3.  В.А.Шишкина  Движение + Движение - М.; Просвещение, 1992 г

4.  Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности  детей в детском саду   Издательство «Детство - пресс»